Суббота, 20 апреля, 2024

Один из самых популярных транспортов города: история львовских троллейбусов

Первый общественный транспорт во Львове появился еще в 18-м веке. С тех пор он активно развивался. Сначала львовяни пользовались конными омнибусами и трамваями. В конце 19-го века в городе открыли электрический трамвай, а потом появились привычные для нас троллейбусы и автобусы. Стоит также упомянуть, что во Львове недолго действовал первый городской рельсовый автобус в Украине. Правда прошло только шесть месяцев, как его пришлось закрыть из-за значительных убытков. Большинство из упомянутых видов общественного транспорта пользуются большой популярностью во Львове и в наше время. В частности, интересна история львовского троллейбуса.

О первом львовском троллейбусе и том, как с годами менялся и развивался этот общественный транспорт, рассказывает инженер «Львовэлектротрансу» Дмитрий Янковский, передает «lviv-future».

Когда во Львове появился первый троллейбус?

Скоро исполнится 70 лет с того времени, когда львовским улицам впервые проехался троллейбус с пассажирами. Произошло это 27 ноября 1952-го года. Троллейбус, наполненный людьми, выехал от площади Мицкевича и направлялся к главному вокзалу.

Строительство троллейбусных линий в Европе

Интересно, что этот общественный транспорт мог появиться в городе более ста лет назад. Известно, что в 1909-м году Йозеф Томицкий, который был директором Львовского трамвая, предложил построить линию «безрельсового электрического омнибуса» вместо трамвайной линии на Высокий замок. По проекту Томицкого, троллейбусные линии к Высокому замку должны были вести улицами Героев Майдана, Стрыйской к Стрыйской рогатке, а также Богдановкой к Городецкой рогатке. По мнению руководителя Львовского трамвая, строительство троллейбусной линии было выгоднее, чем прокладка трамвайных путей, учитывая сложный рельеф трассы. Но электрическая комиссия не прислушалась к предложению Йозефа Томицкого, и настояла на возведенные трамвайной линии.

Можно сказать, что трамвай и троллейбус являются ровесниками. Однако важно понимать, что трамвай развивался гораздо быстрее, чем троллейбус. Первым, кто изобрел троллейбус, был немецкий инженер Вернер фон Сименс. В 1881 году изобретатель создал самоподвижный электрический экипаж «Электромот». Этот транспорт получал питание от двухдротовой сети, по проводам которой ехала специальная роликовая каретка, соединявшаяся с двигателем транспорта. Первый троллейбус ехал в центре немецкой столицы, а длина линии составляла менее одного километра.

Через два десятка лет троллейбус стал полноценным общественным транспортом в некоторых городах Европы. В частности, в швейцарском городе Вильнев в начале 19-го века построили первую троллейбусную линию. Также троллейбусные линии действовали в Чехии, Вене, Гмюнде и Братиславе. Но трамваи тогда были более развитым транспортом. Так, на Буковине был свой электрический трамвай. Зато троллейбусы в больших городах считали новейшим транспортом. Поэтому предпочтение отдавалось трамваям.

После Первой мировой войны отношение к троллейбусам изменилось. В Европе начали активно развивать троллейбусные линии. Например, в польском месте Познань первую троллейбусную линию построили в 1930-м году. А на территории Украины троллейбусы начали ехать в 1935-м году в Киеве. Через несколько лет такие линии открыли в Черновцах. Планировалось запустить троллейбусы и во Львове до конца 30-х годов прошлого века. Но Вторая мировая война перекрыла эти планы.

Первый генплан по развитию Львова

В 1947 году был разработан первый советский Генеральный план развития Львова. Там было предусмотрено сооружение двух троллейбусных линий. Одна из них должна была вести в направлении главного вокзала и Скниловского летовища, а другая — по улице Стрыйской к местному автобусному заводу. Для того, чтобы запустить в городе троллейбус, сначала необходимо было демонтировать трамвайную линию. Демонтаж состоялся в 1951 году. И наконец весной 1952 года городские власти Львова получила необходимые средства для строительства первой троллейбусной линии.

Поскольку троллейбус был новейшим транспортом для Львова, в городе началось специальное обучение водителей, которые в дальнейшем могли управлять этим общественным транспортом. Вот какое объявление находилось в газете «Свободная Украина» за 3 июня 1952 года:

«Управление львовского трамвая объявляет набор водителей с трехлетним стажем в школу водителей троллейбуса».

Специальное обучение проводили в Киеве.

Первая троллейбусная линия и маршруты

В конце октября того же года закончилось строительство троллейбусной линии в направлении площади Мицкевича и главного вокзала. А на территории трамвайного депо №1 построили цех для обслуживания и ремонта городских троллейбусов.

Троллейбусы МТБ-82 для Львова были изготовлены под заказ на заводе имени Урицкого. Первый троллейбус в город прибыл 8 ноября. Примерно через 20 дней транспорт начал возить пассажиров. Водителем первого львовского троллейбуса был Иван Троян, который ранее работал на трамвае. Сначала депо держали пять троллейбусов. С тех пор «рогатый» транспорт начал активно развиваться.

В 1960 году во Львове функционировали семь троллейбусных маршрутов. Всего в городе было 60 троллейбусов. Общая длина линий составляла 40 километров. В трамвайном депо становилось все меньше и меньше места для хранения и содержания троллейбусов. Поэтому во Львове решили построить новое троллейбусное депо. Строительство нового депо завершилось в 1964 году. Улицу, на которой оно находилось, переименовали в Троллейбусную.

В 1960-х годах завод имени Урицкого больше не выпускал троллейбусы МТБ-82. Они уже считались устаревшими. Завод начал производить новую модель транспорта — ЗиУ-5. Но новые троллейбусы не были выгодными для Львова из-за сложного рельефа города. Поэтому Львов начал закупать троллейбусы «Киев-4» у Киевского завода имени Дзержинского.

Впоследствии троллейбусы начали изготавливать и на Львовском автобусном заводе. Так, в 1963-м году на городские улицы выехал троллейбус ЛАЗ-695Т, также известный как «Дружба». Его изготавливали не только во Львове, но и на Киевском и Одесском заводах.

Позже во Львов приехали чешские троллейбусы модели Skoda 9Tr15. Они постепенно заменили старых «рогатых». В конце 1970-х во львовском парке троллейбусов можно было увидеть только чешские «девятки». Одни троллейбусы были двухдверные, а другие — трехдверные. Транспорт, который обозначали четными номерами, был окрашен в желтый цвет, а нечетные машины — в красный цвет.

Троллейбусы Skoda 9Tr15 ехали по улицам Львова более 30-ти лет. Очень мало таких машин ехало городом в начале 2000-х.

В 1984-м году во Львов приехали новые троллейбусы модели Skoda 14Tr. Они имели свои преимущества, ведь благодаря своей тиристорно-импульсной системе управления электроприводом потребляли значительно меньше электроэнергии. Кроме того, эти троллейбусы есть достаточно простыми в обслуживании. Поэтому неудивительно, что их можно увидеть на дорогах Львова и сегодня.

Проблема экономического кризиса и общественный транспорт сегодня

Из-за экономического кризиса в 1990-х не было возможности поставлять машины из Чехии во Львов. Поэтому город начал закупать троллейбусы «Киев-11» и «Киев-11у», которые изготавливали на Киевском электроавтотранспортном заводе.

В 1993 году во Львове построили первый троллейбус на основе кузова автобуса ЛАЗ-52521. А в следующем году модель троллейбуса ЛАЗ-52522 запустили в серийное производство. До 2006-го года во Львове было 47 таких троллейбусов. Но этот транспорт был не очень надежным.

В течение 90-х во Львове появилась еще одна троллейбусная линия. На ней запустили маршрут по номеру 24.

В 2006 году город получил новые низкопольные троллейбусы, которые спроектировали и изготовили во Львове. А через два года львовский троллейбусный парк заполнили два новых троллейбуса «Богдан Т601», изготовленные в Луцке.

Более современные троллейбусы модели Electron-T19 появились в 2014-м году. Сегодня во Львове есть немало таких троллейбусов. Так, по состоянию на сентябрь 2020 года местное коммунальное предприятие «Львовэлектротранс» получило 50 новых единиц этой модели.

За годы существования троллейбусной линии во Львове проходили как значительные, так и незначительные изменения. Были моменты, когда местное троллейбусное хозяйство терпело убытки и требовало улучшений. Тем не менее, несмотря на постоянные препятствия, львовские троллейбусники продолжают работать, чтобы улучшить транспортную инфраструктуру города.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.