Пятница, 29 марта, 2024

Сакральная архитектура, которая приходит в упадок: история костела Матери Божьей Снежной, что во Львовской области

Немало брошенных архитектурных памятников можно увидеть, путешествуя живописными деревнями и городами Львовской области. Львиную долю сооружений древних времен время от времени ремонтируют — очевидно, те, которые наиболее «привлекательные» с туристической точки зрения и имеют в определенной степени большую историческую ценность и «вес» для властей. Некоторые здания неравнодушные жители и чиновники из года в год пытаются «продавить» на участие в правительственном проекте «Большая реставрация», надеясь на финансирование и любой спасение памятников, однако есть архитектурные чудеса Львовщины, которые так и останутся, очевидно, страницей прошлого — со временем об их существовании потомкам расскажет только пожелтевшая фотография в местном архиве.

Редакция сайта lviv-future расскажет об истории строительства, величия и печальном в наши дни упадке костела Матери Божьей Снежной и монастыря отцов Капуцинов во Львовской области.

Как и кто свел храм Матери Божьей Снежной?

Куткор на старой карте

История храма Материи Божьей Снежной в селе Куткор Бусского района Львовской области берет свое начало в первые десятилетия восемнадцатого века. Точно до сих пор неизвестно, когда именно в Куткоре появился небольшой деревянный костел, куда жидачевский хорунжий Ежи Антоний Лончинский привез икону Марии Снежной с Люблинского иезуитского монастыря. Различные исторические источники рассказывают о различных датах появления первого деревянного костела в Куткоре — существуют версии о 1719-м, 1725-м и 1727-м году.

Ища информацию о храме, можно встретить и данные о том, что костел существовал уже задолго до привоза иконы Марии Снежной, а граф Ежи Лончинский только свел надлежащий алтарь для привезенной святыни в костеле, где более сотни лет молились его предки, которым с 1585-го года принадлежало село. Так или иначе, старые архивы рассказывают, что в разные времена костелом занимались по очереди доминиканцы, тринитарии, а впоследствии — босые кармелиты.

Интересно, что именно во время графа Ежи Антония Лончинского село Куткор значительно развилось, стало важным центром торговли и ремесла. Именно Лончинский взялся за планомерное строительство нового города, где действовала рыночная площадь, на которой регулярно организовывали важные для развития села ярмарки и тому подобное.

Приезд монахов-капуцинов, смерть графа Лончинского и строительство каменного костела с монастырем

Костел и монастырь Капуцинов. Вид с запада. Состояние перед 1939 г.

1753-й год стал новой страницей в жизни действующего в то время небольшого деревянного костела. Дело в том, что в этом году в Куткор приехали монахи-капуцины, после чего уже через три года, в 1557-м, началось строительство каменного костела Марии Снежной и монастыря отцов Капуцинов. Небольшой шаткий деревянный костел должны были заменить два куда более величественные сакральные сооружения, которые начали возводить под патронатом вышеупомянутого графа.

Большое строительство в Куткоре приостановилось, когда умер граф Ежи Антоний Лончинский. Судя по данным, размещенным в архиве, приостановилось не только строительство каменного костела и монастыря, но и общее развитие города. После его смерти Куткору вернулось старое название и городок с большим потенциалом снова получил статус села.

Строительство возобновилось лишь в начале девятнадцатого века, в 1803 году появился каменный храм и монастырь. Тогда же, в 1803-м, костел освятил Буский декан Игнаций Треттер. К этому различные источники сообщают о наличии трех алтарей в костеле — главного, посвященного Марии Снежной, и двух боковых. В 1787 году, как фиксирует архив, в костеле делали ремонт. Правда, деталей ремонта так и неизвестно.

Ко времени посвящения нововозведенного храма предыдущие здания уже были разобраны. Новенький комплекс в Куткоре находился под тщательной опекой Ордена монахов-капуцинов и на протяжении долгих двух веков куткорский монастырь действовал фактически непрерывно. Только непродолжительные ремонты комплекса в 1811-м, 1815-м, 1829-1830-х, 1835-м и 1849-1850-х годах частично прерывали деятельность костела и монастыря. В ходе ремонта постепенно костельное имущество пополнялось (не)скромными деталями — 1820-го года здесь появился новенький амвон, в 1825 году в пределах комплекса построили новую колокольню, установили новый орган. В 1851 году львовский художник Станислав Радецкий взялся за роспись костельного интерьера, его же стараниям было возобновлено костельный алтарь и обновлено икону Марии Снежной.

Икона Марии Снежной

Образ Марии Снежной в куткорском костеле считался главной святыней. И даже больше — это была чудотворная икона, которую, очевидно, покойный граф Ежи Антоний Лончинский привез в Куткор не просто так. То ли большая христианская преданность, или вера в помощь иконы в воплощении всех своих замыслов на развитие небольшого городка — что-то руководило графом, что в свое время доставил образ с Люблинского монастыря в Куткор.

Костел и монастырь в военные и межвоенные времена

К постепенному упадку храма в двадцатом веке непосредственное отношение имели события Первой и Второй мировой войны. Первая мировая война, польско-украинское противостояние не принесли существенных повреждений архитектуре комплекса, хоть здесь и были сосредоточены солдаты — представители разных армий.

Даже в ходе таких трагических событий в истории Украины храм не падал — в 1923 году сюда из Варшавы привезли два новых колокола. Их российские войска «конфисковали» в ходе Первой мировой войны на польской земле. Еще за несколько лет до Куткора прибыл художник с Пшемысля, который взялся за роспись интерьера костела. 1926 года в куткорский комплекс прибыл еще один новый колокол.

Вторая мировая война внесла свою лепту в упадок костела. После 1944 года монахи-капуцины, которые еще со времен графа Ежи Антония Лончинского занимались благосостоянием костела и монастыря, покинули монастырь, напуганные многочисленными нападениями бойцов УПА. Убегая с Куткора, капуцины прихватили с собой главную святыню — икону Марии Снежной, которая сначала хранилась в Кракове, а затем — в Седишове. Поспешные и напуганные тогдашними событиями капуцины оставили на усмотрение судьбы и многолетний архив, и все остальное кляшторское имущество.

Куткорский монастырь за «советов» и в наши дни

«Советы» имели собственное видение ценности комплекса в Куткоре. Сначала в мощных каменных стенах устроили госпиталь, а в 1955-м году, по некоторым данным, сюда переехала местная школа. Еще позже святые стены совсем «обесчестили» и оборудовали здесь почтовое отделение и «фарбярню». О возвращении капуцинов в Куткоре и речи быть не могло.

Правда, со временем обретения Украиной независимости ситуация совсем не улучшилась. С тех пор, с 1990-го года, костельные стены, где когда-то кипела жизнь, остались пустыми. В 1995 году случился ужасный пожар, который разрушил покрытия костела и уничтожил стены.

Костел в наши дни

Монастырский двор превратился в сад, где местные время собирают урожай — плоды многочисленных яблонь и виноградника, что постепенно оплетает каменную ограду. Украшена скульптурами ворота, установленная здесь в начале двадцатого века, полностью разрушена до наших дней. Так же разрушено и фигуру Матери Божией, что когда-то смиренно стояла напротив куткорского костела. Что уж говорить о чащи вокруг и забитых мусором пивницах — природа постепенно отвоевывает свое, а люди помогают бывшему архитектурному величию села полностью упасть.

Прилагает свою лепту и бездействие власти, которая за много лет не приложила ни малейших усилий для восстановления здания. Похоже, что потомкам, кроме заваленных кучей мусора пивниц, и посмотреть будет ни на что. А любознательные найдут изображения костела в сети или увидят на пожелтевшей фотобумаге в бабушкином ящике…

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.