Среда, 1 мая, 2024

Автомобили австрийского и польского Львова

Летом 1897 года, через 4 месяца после появления во Львове мотоцикла, здесь появился первый автомобиль. Автомобиль Benz-Victoгіа принадлежал нефтяному магнату Казимежу Одживольскому. С того времени это чудо техники начало заполонять улицы города. Подробнее о львовских автомобилях во времена господства Австрии и Польши далее на lviv-future.

Испытание первого авто

Казимеж родился в обычной семье, после окончания промышленно-технической академии в Кракове поехал в Аргентину работать бурильщиком. Затем вернулся в Галицию, где соучредил компанию, развивавшую нефтяную отрасль в Бориславе. В 1895 году эта компания открыла скважину «Якуб». Эта скважина положила начало нефтяной лихорадке Галиции, в результате чего регион в начале ХХ века получил 3-е место в мире по количеству добываемой нефти (после США и россии).

Вскоре зажиточный Казимеж начал покупать нефтяные территории по Прикарпатью и Румынии. В свои 37 лет смог приобрести и такую очень дорогую вещь как автомобиль. Львовские власти довольно придирчиво отнеслись к такой новинке. В частности, организовали для авто испытание, чтобы выяснить, насколько оно безопасно для жителей.

Так выглядело первое во Львове авто

Испытывал автомобиль немецкий водитель, представитель фирмы Веnz Леопольд Пшеломский, который и продал машину Казимежу. Он проехался по улице Туган-Барановского, мастерски обгоняя конные кареты и пешеходов. Испытание оценивала уважаемая комиссия, в которую входили советники и референты президента города, полицейский комиссар, директор электротрамвая и еще несколько чиновников. Члены комиссии решили, что автомобиль полностью безопасен для окружающих. Тогда автомобильная эра в городе началась официально.

Характеристики машин

В 1897 году фирма Benz открыла свое представительство в Галиции, однако автомобиль был предметом роскоши, демонстрировавший состоятельный статус владельца, а не необходимостью: тогда машина стоила примерно как хороший каменный дом.

«Мерседес» разгонялся максимум до 25 км/ч, что не слишком превышало скорость конной упряжи. Полностью заправленного бака на 20 л хватало на 100–120 км. На эту дистанцию требовалось 160 л воды, чтобы охлаждать двигатель, поскольку тогда была охлаждающая система испарительного типа. Двигатель работал очень громко. Сама машина весила 650 кг.

Первые ДТП

В сентябре 1899 года на проспекте Свободы автомобиль наехал на Илька Хомяка, протянув его немного за собой. Автовладелец заплатил Ильку 400 корон (для понимания: столько стоили две коровы).

В 1904 году возле села Липники Львовской области перевернулся французское авто «Серполе». Ремонт машины стоил примерно как каменный дом с несколькими этажами в центре Львова. В октябре следующего года на пересечении улиц Костюшко и Дорошенко мотоциклист не удержал руль и разбился о ворота на Кривой Липе.

Появление знаков и правил

В 1903 году в городе были введены дорожные знаки. Тогда они имели вид горизонтальных прямоугольников. Например, шахматная доска предупреждала о неровностях на дороге, а перевернутая «П» с разведенными ножками говорила о близости канавы.

Первые водительские права во Львове получил в 1905 году инженер Тадеуш Гайне, за свой счет отремонтировавший оставленный на произвол автомобиль Веnz. В январе 1906 года здесь ввели правила дорожного движения, согласовали процесс выдачи водительских прав, оформления регистрационных номеров и документов на авто. Водительское удостоверение выдавали после исполнения совершеннолетия и при условии успешной сдачи экзамена.

В то время скорость автомобиля по городу не должна была превышать 15 км/ч, за пределами города – 45 км/ч, при тумане и на поворотах – 6 км/ч. Все машины во Львове имели регистрационные номера. В 1908 году ввели правило о наказании для владельца автомобиля за плохо отрегулированный двигатель, приводивший к горе копотного дыма.

Что любопытно, львовской прессе не слишком нравилось революционное транспортное новшество. Например, польскоязычная газета Kurjer Lwowski описывала автомобиль как вонючего, возмутительного, хитрого монстра, коварно испускающего свой душный дым. Газета постоянно акцентировала внимание на курьезных случаях и авариях, в частности, часто писала о том, как машины пугают лошадей, наезжают на тротуар, опрокидываются и т.д.

Расширение автомобильного назначения

Несмотря на все недостатки, машины все чаще использовали в коммерческих и коммунальных целях. В 1906 году появились первые такси. Таксисты ожидали клиентов на площади Мицкевича, возле оперного театра и недалеко от Бернардинского монастыря. Стоимость проезда из центра до конца улицы Ивана Франко стоила в 500 раз больше обычного завтрака.

К 1910 году во Львове появились первые грузовики. Их покупали магазины и предприятия для рабочих целей. Еще один грузовик был приобретен городскими властями за 24 000 корон (равно стоимости 120 коров) для вывоза мусора. К 1914 году для вывоза мусора уже закупили десяток разных автомобилей. Также для своих нужд авто приобрела городская водопроводная сеть. Перед Первой мировой появились и первые пожарные машины, а во время войны – кареты скорой помощи.

Пожарный автомобиль во Львове. Фото начала XX в.

Карета скорой помощи во Львове на Стрелецкой площади (Д. Галицкого). Фото 1918-1939 гг.

В межвоенный период, во времена польского господства, спрос на авто вырос в связи с усовершенствованием автомобилей, что частично было обусловлено потребностью инженерного развития во время войны. Использовались и машины для рекламных целей.

Авто, рекламирующее консервы во Львове. Фото 1921-1939 гг.

Однако для простонародья автомобили все равно оставались недостижимой мечтой. Именно поэтому, на фотографиях того времени можно увидеть разве что состоятельных людей. Часто они делали фото целыми семьями на фоне своих машин, чтобы еще раз подчеркнуть высокий социальный статус. В 1930-х начали появляться небольшие машины для детей, чтобы маленькие львовяне с помощью собственных ног передвигались по городским площадям и улочкам.

Мальчик в игрушечном автомобиле. Фото 1935 г.

Культовые автогонки

В 1925 году во Львове открылся Малопольский автомобильный клуб, рекламировавший и развивавший автомобилизм. Этот клуб положил начало кольцевой автогонке европейского образца.

Первая гонка во Львове состоялась 8 сентября 1930 года. Тогда Львов стал автомобильным центром Европы, называли гонки «Львовский треугольник» через трассу в форме треугольника со срезанными углами. Трасса пролегала по улице Витовского, площади Ивана Франко, улицам Стрыйской и Героев Майдана.

Гонки по улицам Львова. Улица Пелчинского (Витовского)

Один круг был длиной 3041 м, участники должны были проехать 100 таких кругов. В июне 1931 года львовская гонка получила международный статус, а в 1932-м – статус Гран-при Львова. Это было уникальное явление, потому что таким статусом город наградила Международная ассоциация автоклубов.

От европейских трасс львовская местность отличалась брусчатым покрытием и 800-метровым трамвайным путем, что значительно усложняло прохождение дистанции. Европейские гонщики называли львовскую трассу самой сложной в серии Гран-при.

Соревновались звезды автоспорта из более чем 10 европейских стран. Проводили гонку до 1933 года, отменили ее из-за приближения Второй мировой войны. Дальнейшие попытки восстановить статусную автогонку терпели крах вплоть до обретения Украиной независимости. Уже в независимой Украине несколько лет во Львове можно было насладиться великолепной аттракцией – гонкой на ретроавтомобилях.

Фото: photo-lviv.in.ua

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.