Среда, 19 июня, 2024

Из истории автовокзалов и автостанций Львова

В 20-х годах ХХ века в Галиции активно развивалось междугороднее и пригородное автобусное сообщение. Этот транспорт вытеснил почтовые дилижансы, курсировавшие в XIX веке. В 1928 году из Львова открыли 14 пригородных и междугородных маршрутов, однако это было небольшое количество, по сравнению с польскими городами. Как развивалось автобусное сообщение на Львовщине, читайте дальше на lviv-future.

Сомнительное качество

Качество автобусных перевозок тогдашней Польши требовало лучшего: автобусы были очень перегруженными, курсировали нерегулярно и непунктуально. В 1929 году польское правительство приняло несколько важных решений, которые помогли упорядочить междугороднее автобусное движение, в частности, были созданы требования по техническому состоянию и параметрам автобусов.

В 1931 году на автобусных перевозчиков наложили налог за использование шоссейных дорог, чтобы за эти средства улучшать состояние дорог. В том году в Польше было всего 3100 автобусов, перевозивших пассажиров.

Государственные и частные перевозчики

С 1934 года в Галиции пригородными и междугородними перевозками занимались, кроме частных компаний, государственный оператор Komunikacja Samochodowa PKP. В 1938 году государственный перевозчик уже имел в собственности 152 автобуса и за год перевез более 4 миллионов человек.

Междугородний автобус капотного типа государственного перевозчика Komunikacja Samochodowa PKP

Среди частных операторов была компания PAP. В 1931 году она обслуживала маршрут Львов – Винники, на котором автобус URSUS ежедневно выполнял по пять рейсов. Впоследствии этим маршрутом управляла винниковская компания ZAW. Автобус выезжал с парковки в Винниках ежедневно в 06:30. Последний рейс начинался в 22:10, а в воскресенье – в 23:15.

Автобус польского производства URSUS

Что касается междугородных маршрутов, то с 1938 года желковский перевозчик PAZ обслуживал маршруты из Львова в Белз через Сокаль и Варяж; из Львова в Тартакову через Сокаль; из Равы-Русской в Немиров; из Львова в Немиров; из Львова в Раву-Русскую; из Львова в Ярычев и из Львова в Радехов.

Другой частный перевозчик обслуживал в 1930-х годах маршруты Львов – Жолква – Рава-Русская – Белжец – Томашев – Замостье и Львов – Томашев.

В 1946 году была создана Автобусно-таксомоторная база Облавтотранса (затем переименовалась в Львовское АТП). В начале деятельности перевозчик обслуживал маршруты по самому Львову и некоторые пригородные, в частности в Винники, Брюховичи, Солонку, Рудно и Куликов. С 1952 года были открыты межобластные маршруты из Львова в Киев и Проскуров и еще один межреспубликанский – в Брест.

В 1955 году во Львове насчитывалось пять маршрутов, конечная остановка – возле Львовской оперы. Отсюда автобусы возили в аэропорт, на Левандовку, Сихов, в Голоско и в село Зимная Вода.

Где находились автовокзалы и автостанции?

Автовокзал, обслуживавший в 1950-х годах межобластные и некоторые междугородные маршруты, размещался на площади Князя Святослава, 5. Недалеко размещалось автопредприятие. На некоторых маршрутах также курсировали микроавтобусы. Билеты можно было купить в кассе автовокзала за неделю до отправки как непосредственно самому, так и попросить доставить их домой за 50 копеек.

Здание на пл. Князя Святослава, в которой в 1950 – 1960-х гг. размещался автовокзал

Кроме этого автовокзала, действовала пригородная станция на Пыльникарской, 2, хотя сама автобусная площадка размещалась на площади Старый Рынок. Через некоторое время эту станцию перенесли на Подзамче, на площадь Криничную.

С 1960 года количество рейсов стремительно начало расти, из-за чего возникла потребность в целой сети автостанций. На окраине города, рядом со Стрыйской, разместили новый центральный автовокзал. Для этого снесли несколько жилых домов, а их жильцов переселили.

В октябре 1969 года Министерство автомобильного транспорта УССР приняло решение о строительстве нового вокзала «Львів» на улице Стрыйской, 109. Строительство продолжалось с 1976 по 1980 год. Судя по туристической карте Львова, выданной в 1979 году, тогда во Львове было 3 автобусных станции: на площади Дворцовой, возле станции «Подзамче» и на Краковском рынке. Туристическая карта 1987 года говорит уже о шести автобусных станциях.

В начале 1990-х годов здесь действовали центральный автовокзал и семь автобусных станций:

1) на площади Дворцовой (отсюда автобусы курсировали в направлении Сходницы, Шкла, Трускавца и Моршина, а также станция обслуживала еще несколько междугородных рейсов);

2) на улице Богдана Хмельницкого, 225 (сюда перенесли в 1980-х ту, что была возле станции «Подзамче»; автобусы отправлялись в направлении Буска, Бродов, Жолквы, Каменки-Бужской, Радехова и Сокаля, а также Ровно, Луцка, Ковеля и Бреста);

3) на улице Симона Петлюры, 11а (в направлении Городка, Николаева, Мостиск, Пустомытов, Самбора и Старого Самбора);

4) на цокольном этаже Краковского рынка (в направлении Яворова);

5) на улице Зарицких, 5, возле Стрыйского рынка (в направлении Пустомытов);

6) на улице Лычаковской, 154 (в направлении Перемышлян и Золочева);

7) на улице Надийной, возле станции «Сихов» (в направлении Ходорова, Бибрки и Перемышлян).

Изменения в независимой Украине

После обретения Украиной независимости произошло много изменений в автобусной отрасли Львова. Некоторые автобусы заменили микроавтобусами, еще некоторые запустили после переоборудования из грузовых. Отдельно обслуживали некоторые маршруты частные перевозчики, не желавшие давать часть заработка автостанциям.

В 1990-х автостанцию № 4 перенесли на улицу Шевченко, возле Яновского кладбища, из-за увеличения размеров Краковского рынка. Кроме того, закрылась автостанция № 5 на улице Зарицких. С этого времени автобусы начали отправляться с перекрестка улиц Научной и Стрыйской и площади Петрушевича. В здании бывшей автостанции разместили кафе-ресторан «Пляц Пруса», но в 2005 году постройку снесли, возвели 6-этажный жилой дом. Кроме того, автостанцию на улице Надийной перенесли на улицу Луганскую, 2.

Здание на ул. Зарицких, 5, в котором в советское время располагалась автостанция № 5

В начале ХХ века прекратила свою деятельность автостанция на Симона Петлюры, поскольку считалось, что она несовершенно обустроена. Когда открыли Пригородный вокзал рядом с Городоцкой, то перевозчики этой станции перенесли конечные остановки своих рейсов на площадь перед Пригородным вокзалом.

Автостанция № 3 на ул. Симона Петлюры

Приблизительно в то же время закрылась автостанция на улице Лычаковской из-за малого расстояния между станцией и жилыми домами. С тех пор в Золочев и Перемышляны курсировали не большие автобусы, а микроавтобусы, которые направлялись с территории между улицами Тракт Глинянский и Голинского.

В 2016 году на автовокзале «Львів» провели реконструкцию, в частности, углубили заезд для автобусов. Это улучшило посадку и высадку пассажиров. В октябре 2013 года открылся автовокзал «Північний» на месте автостанции № 2. В начале 2010-х реконструировали автостанцию на площади Дворцовой. В декабре 2015 года там открыли автовокзал «Двірцевий».

В июне 2016 года на улице Городоцкой, 359, открыли автостанцию «Західна», чтобы обслуживать маршруты в направлении Городка, Мостиск, Самбора, Старого Самбора и Турки. Некоторое время эта станция не работала, поскольку водители автобусов не захотели здесь останавливаться и направлялись на Дворцовую площадь. Львовские власти смогли убедить лишь некоторых перевозчиков сделать свою конечную остановку на автостанции «Західній», хотя и это очень неудобное расположение для пассажиров.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.