В 20-х годах ХХ века в Галиции активно развивалось междугороднее и пригородное автобусное сообщение. Этот транспорт вытеснил почтовые дилижансы, курсировавшие в XIX веке. В 1928 году из Львова открыли 14 пригородных и междугородных маршрутов, однако это было небольшое количество, по сравнению с польскими городами. Как развивалось автобусное сообщение на Львовщине, читайте дальше на lviv-future.
Сомнительное качество
Качество автобусных перевозок тогдашней Польши требовало лучшего: автобусы были очень перегруженными, курсировали нерегулярно и непунктуально. В 1929 году польское правительство приняло несколько важных решений, которые помогли упорядочить междугороднее автобусное движение, в частности, были созданы требования по техническому состоянию и параметрам автобусов.
В 1931 году на автобусных перевозчиков наложили налог за использование шоссейных дорог, чтобы за эти средства улучшать состояние дорог. В том году в Польше было всего 3100 автобусов, перевозивших пассажиров.
Государственные и частные перевозчики
С 1934 года в Галиции пригородными и междугородними перевозками занимались, кроме частных компаний, государственный оператор Komunikacja Samochodowa PKP. В 1938 году государственный перевозчик уже имел в собственности 152 автобуса и за год перевез более 4 миллионов человек.
![](https://lviv-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/12/2023/01/img_63d777eb52819.png)
Среди частных операторов была компания PAP. В 1931 году она обслуживала маршрут Львов – Винники, на котором автобус URSUS ежедневно выполнял по пять рейсов. Впоследствии этим маршрутом управляла винниковская компания ZAW. Автобус выезжал с парковки в Винниках ежедневно в 06:30. Последний рейс начинался в 22:10, а в воскресенье – в 23:15.
![](https://lviv-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/12/2023/01/img_63d777ed58ada.png)
Что касается междугородных маршрутов, то с 1938 года желковский перевозчик PAZ обслуживал маршруты из Львова в Белз через Сокаль и Варяж; из Львова в Тартакову через Сокаль; из Равы-Русской в Немиров; из Львова в Немиров; из Львова в Раву-Русскую; из Львова в Ярычев и из Львова в Радехов.
Другой частный перевозчик обслуживал в 1930-х годах маршруты Львов – Жолква – Рава-Русская – Белжец – Томашев – Замостье и Львов – Томашев.
В 1946 году была создана Автобусно-таксомоторная база Облавтотранса (затем переименовалась в Львовское АТП). В начале деятельности перевозчик обслуживал маршруты по самому Львову и некоторые пригородные, в частности в Винники, Брюховичи, Солонку, Рудно и Куликов. С 1952 года были открыты межобластные маршруты из Львова в Киев и Проскуров и еще один межреспубликанский – в Брест.
В 1955 году во Львове насчитывалось пять маршрутов, конечная остановка – возле Львовской оперы. Отсюда автобусы возили в аэропорт, на Левандовку, Сихов, в Голоско и в село Зимная Вода.
Где находились автовокзалы и автостанции?
Автовокзал, обслуживавший в 1950-х годах межобластные и некоторые междугородные маршруты, размещался на площади Князя Святослава, 5. Недалеко размещалось автопредприятие. На некоторых маршрутах также курсировали микроавтобусы. Билеты можно было купить в кассе автовокзала за неделю до отправки как непосредственно самому, так и попросить доставить их домой за 50 копеек.
![](https://lviv-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/12/2023/01/img_63d777ef78d10.png)
Кроме этого автовокзала, действовала пригородная станция на Пыльникарской, 2, хотя сама автобусная площадка размещалась на площади Старый Рынок. Через некоторое время эту станцию перенесли на Подзамче, на площадь Криничную.
С 1960 года количество рейсов стремительно начало расти, из-за чего возникла потребность в целой сети автостанций. На окраине города, рядом со Стрыйской, разместили новый центральный автовокзал. Для этого снесли несколько жилых домов, а их жильцов переселили.
В октябре 1969 года Министерство автомобильного транспорта УССР приняло решение о строительстве нового вокзала «Львів» на улице Стрыйской, 109. Строительство продолжалось с 1976 по 1980 год. Судя по туристической карте Львова, выданной в 1979 году, тогда во Львове было 3 автобусных станции: на площади Дворцовой, возле станции «Подзамче» и на Краковском рынке. Туристическая карта 1987 года говорит уже о шести автобусных станциях.
В начале 1990-х годов здесь действовали центральный автовокзал и семь автобусных станций:
1) на площади Дворцовой (отсюда автобусы курсировали в направлении Сходницы, Шкла, Трускавца и Моршина, а также станция обслуживала еще несколько междугородных рейсов);
2) на улице Богдана Хмельницкого, 225 (сюда перенесли в 1980-х ту, что была возле станции «Подзамче»; автобусы отправлялись в направлении Буска, Бродов, Жолквы, Каменки-Бужской, Радехова и Сокаля, а также Ровно, Луцка, Ковеля и Бреста);
3) на улице Симона Петлюры, 11а (в направлении Городка, Николаева, Мостиск, Пустомытов, Самбора и Старого Самбора);
4) на цокольном этаже Краковского рынка (в направлении Яворова);
5) на улице Зарицких, 5, возле Стрыйского рынка (в направлении Пустомытов);
6) на улице Лычаковской, 154 (в направлении Перемышлян и Золочева);
7) на улице Надийной, возле станции «Сихов» (в направлении Ходорова, Бибрки и Перемышлян).
Изменения в независимой Украине
После обретения Украиной независимости произошло много изменений в автобусной отрасли Львова. Некоторые автобусы заменили микроавтобусами, еще некоторые запустили после переоборудования из грузовых. Отдельно обслуживали некоторые маршруты частные перевозчики, не желавшие давать часть заработка автостанциям.
В 1990-х автостанцию № 4 перенесли на улицу Шевченко, возле Яновского кладбища, из-за увеличения размеров Краковского рынка. Кроме того, закрылась автостанция № 5 на улице Зарицких. С этого времени автобусы начали отправляться с перекрестка улиц Научной и Стрыйской и площади Петрушевича. В здании бывшей автостанции разместили кафе-ресторан «Пляц Пруса», но в 2005 году постройку снесли, возвели 6-этажный жилой дом. Кроме того, автостанцию на улице Надийной перенесли на улицу Луганскую, 2.
![](https://lviv-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/12/2023/01/img_63d777f168dcb.png)
В начале ХХ века прекратила свою деятельность автостанция на Симона Петлюры, поскольку считалось, что она несовершенно обустроена. Когда открыли Пригородный вокзал рядом с Городоцкой, то перевозчики этой станции перенесли конечные остановки своих рейсов на площадь перед Пригородным вокзалом.
![](https://lviv-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/12/2023/01/img_63d777f41c8a0.png)
Приблизительно в то же время закрылась автостанция на улице Лычаковской из-за малого расстояния между станцией и жилыми домами. С тех пор в Золочев и Перемышляны курсировали не большие автобусы, а микроавтобусы, которые направлялись с территории между улицами Тракт Глинянский и Голинского.
В 2016 году на автовокзале «Львів» провели реконструкцию, в частности, углубили заезд для автобусов. Это улучшило посадку и высадку пассажиров. В октябре 2013 года открылся автовокзал «Північний» на месте автостанции № 2. В начале 2010-х реконструировали автостанцию на площади Дворцовой. В декабре 2015 года там открыли автовокзал «Двірцевий».
В июне 2016 года на улице Городоцкой, 359, открыли автостанцию «Західна», чтобы обслуживать маршруты в направлении Городка, Мостиск, Самбора, Старого Самбора и Турки. Некоторое время эта станция не работала, поскольку водители автобусов не захотели здесь останавливаться и направлялись на Дворцовую площадь. Львовские власти смогли убедить лишь некоторых перевозчиков сделать свою конечную остановку на автостанции «Західній», хотя и это очень неудобное расположение для пассажиров.