О появлении врага и угрозе жизни людей во времена Средневековья извещали с помощью колоколов. Об этом рассказывает археолог, историк, доктор исторических наук Николай Бандривский в своей монографии 2014 года об истории Свято-Успенской церкви на улице Русской во Львове.
Николай Бандривский пишет, что Львов время от времени подвергается артиллерийским обстрелам уже пять столетий. В Средневековье враг мог обстреливать город из пушек целыми днями, а то и неделями. Целились по храмам, городским площадям и жилой застройке. Тогда и встал вопрос о том, как извещать львовян о появлении врага еще на дальних подступах. Решили, что такую функцию будет выполнять колотание в колокола.
Следовательно, кроме того, что с помощью колокола созывали прихожан на Службу Божью, выражали торжество церковных богослужений и сообщали неприсутствующим в церкви об особенно важных моментах Службы Божьей, колотание в колокола было еще чем-то вроде современной воздушной тревоги. Больше на lviv-future.com.ua.
Особое отношение к колоколам
Во Львове, как и во всем христианском мире, к колоколам было особенное отношение. Колоколам давали человеческие имена. К ним относились, как к живым существам: могли наказать за какую-нибудь вину, отправить в ссылку или даже набить розгами.
В западном христианстве была принята колокольная клятва, то есть присяга, скрепленная колоколом. Люди верили, что такая присяга незыблема и она ценилась больше, чем клятва на Библии.
Кроме того, в средневековой Европе запрещалось совершать судебный процесс без церковного колокола. Правда, это касалось только уголовных дел, связанных с кровопролитием.
Также битьем в колокола прихожан созывали на празднование особых событий, таких как венчание или отпевание. Извещали с помощью них и о пожарах.
Колокол Свято-Успенской церкви
Самым известным и громким во Львове был колокол Свято-Успенской церкви (церковь Успения Пресвятой Богородицы) на улице Русской. Его вылили по заказу крупнейшего православного мецената в истории средневекового Львова, купца с острова Крит Константина Корнякта. Колокольный звон назвали «Кириллом». Он имел кириллические надписи и изображения святых.
В конце ХVІІІ века Свято-Успенская церковь перешла в подчинение греко-католиков, а «Кирилла» перелили. Поскольку его выливали уже не православные мастера (при литье колоколов читаются специальные молитвы, затем торжественно освящается колокол), то перелитый «Кирилл» потерял свое прежнее звучание.
Интересно, что в 1704 году, когда войска шведского короля Карла XII осаждали Львов, на ярусах башни-колокольни при Свято-Успенской церкви держали оборону ставропигиальные братчики и прихожане этой церкви. Как свидетельствуют очевидцы тех событий, один из братчиков выстрелом из лука сбил шляпу с головы короля Карла XII.
После этого по Львову распространились слухи, что Карла XII убил православный русин. Львовяне обнадежились, что скоро прекратятся обстрелы и осады города. Как пишет Николай Бандривский в своей монографии, история Европы была бы совсем другой, если бы стрела православного русина попала на 10 см ниже.