Четверг, 18 апреля, 2024

Как во Львове извещали о появлении врага во времена Средневековья

О появлении врага и угрозе жизни людей во времена Средневековья извещали с помощью колоколов. Об этом рассказывает археолог, историк, доктор исторических наук Николай Бандривский в своей монографии 2014 года об истории Свято-Успенской церкви на улице Русской во Львове.

Николай Бандривский пишет, что Львов время от времени подвергается артиллерийским обстрелам уже пять столетий. В Средневековье враг мог обстреливать город из пушек целыми днями, а то и неделями. Целились по храмам, городским площадям и жилой застройке. Тогда и встал вопрос о том, как извещать львовян о появлении врага еще на дальних подступах. Решили, что такую ​​функцию будет выполнять колотание в колокола.

Следовательно, кроме того, что с помощью колокола созывали прихожан на Службу Божью, выражали торжество церковных богослужений и сообщали неприсутствующим в церкви об особенно важных моментах Службы Божьей, колотание в колокола было еще чем-то вроде современной воздушной тревоги. Больше на lviv-future.com.ua.

Особое отношение к колоколам

Во Львове, как и во всем христианском мире, к колоколам было особенное отношение. Колоколам давали человеческие имена. К ним относились, как к живым существам: могли наказать за какую-нибудь вину, отправить в ссылку или даже набить розгами.

В западном христианстве была принята колокольная клятва, то есть присяга, скрепленная колоколом. Люди верили, что такая присяга незыблема и она ценилась больше, чем клятва на Библии.

Кроме того, в средневековой Европе запрещалось совершать судебный процесс без церковного колокола. Правда, это касалось только уголовных дел, связанных с кровопролитием.

Также битьем в колокола прихожан созывали на празднование особых событий, таких как венчание или отпевание. Извещали с помощью них и о пожарах.

Колокол Свято-Успенской церкви

Самым известным и громким во Львове был колокол Свято-Успенской церкви (церковь Успения Пресвятой Богородицы) на улице Русской. Его вылили по заказу крупнейшего православного мецената в истории средневекового Львова, купца с острова Крит Константина Корнякта. Колокольный звон назвали «Кириллом». Он имел кириллические надписи и изображения святых.

В конце ХVІІІ века Свято-Успенская церковь перешла в подчинение греко-католиков, а «Кирилла» перелили. Поскольку его выливали уже не православные мастера (при литье колоколов читаются специальные молитвы, затем торжественно освящается колокол), то перелитый «Кирилл» потерял свое прежнее звучание.

Интересно, что в 1704 году, когда войска шведского короля Карла XII осаждали Львов, на ярусах башни-колокольни при Свято-Успенской церкви держали оборону ставропигиальные братчики и прихожане этой церкви. Как свидетельствуют очевидцы тех событий, один из братчиков выстрелом из лука сбил шляпу с головы короля Карла XII.

После этого по Львову распространились слухи, что Карла XII убил православный русин. Львовяне обнадежились, что скоро прекратятся обстрелы и осады города. Как пишет Николай Бандривский в своей монографии, история Европы была бы совсем другой, если бы стрела православного русина попала на 10 см ниже.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.