Среда, 19 июня, 2024

Циклистский Львов, или история появления в Украине велосипедов

В конце XIX века велосипед считался самым модным транспортом. Велосипедисты путались под ногами, препятствуя движению прохожих и ломая свой транспорт на части (в то время многие велосипеды были деревянными). У жителей этот вид транспорта вызывал разве что скепсис и раздражение. Однако именно Львов стал плацдармом развития велосипедного спорта в Галиции, в результате чего это двухколесное движение заполонило и всю Украину. Далее на lviv-future.

Кто изобрел велосипед?

В 1817 году немец Карл фон Дрез изготовил из дерева двухколесный самокат. Весил он более 20 кг, но все равно смог завоевать популярность среди английских дворян. В Англии изобретение неофициально назвали «денди-хорз».

В 1839-40 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к самокату седло и педали. Последние соединялись с задним колесом металлическими стержнями и при нажатии толкали его. Передним колесом можно было регулировать с помощью руля.

В 1862 году 19-летний французский изготовитель детских колясок Пьер Лалман оснастил «денди-хорз» педалями у переднего колеса. Об изобретении Макмиллана Пьер не знал. В 1863-м он смастерил в Париже велосипед, а в следующем году продемонстрировал его братьям-промышленникам Оливье из Лиона. Братья вместе с инженером карет Пьером Мишо выпустили в больших количествах изобретение Лалмана с металлической рамой.

Впоследствии Лалман отправился в США, где в 1866 году запатентовал свое детище, поэтому именно его считают изобретателем велосипеда. Творение было представлено на выставке в Париже в 1867 году. Оттуда мужчина по имени Михал Мрозовский привез велосипед во Львов, который тогда был первым на территории Галиции и Украины.

Первые львовские бициклисты

Стоимость деревянного велосипеда составляла 600 франков, в то время как зарплата французских рабочих в среднем была 4 франка в день. Такая дорогая покупка Мрозовского ему пользы так и не принесла: он не овладел ездой, поэтому отдал транспортную новинку телевоспитательному и гимнастическому обществу «Сокіл».

В 1867 году на львовских улицах появился первый велосипедист – один из «соколов» Пшибылинский. Через год Пшибылинский попросил своего знакомого кузнеца создать такой же велосипед. Тогда по Львову ездили два бициклиста (бициклом называли тогдашний тип велосипеда без перекладины с большим передним колесом и малым задним), а впоследствии появился и третий.

«Велосипедная лихорадка»

В 1886 году был создан Львовский клуб циклистов (ЛКЦ) – первый велоклуб на территории Украины и один из первых в Европе. Вскоре возле ресторана в парке «Высокий замок» механик по фамилии Иваницкий открыл локацию для проката велосипедов. Это был первый здание для проката велосипедов в Галиции.

В 1892 году ЛКЦ состоял уже из 236 участников. А через год механик Александр Заячковский открыл на Коперника первую в Галиции мастерскую, где ремонтировали велосипеды. В 1894 году вокруг львовского стадиона для легкоатлетов обустроили 400-метровый велосипедный трек европейского образца с учетом всех международных стандартов таких сооружений. Этот трек был признан одним из величайших достижений страны. К концу ХХ века по всей Галиции не создали лучшего.

Велосипеды постепенно меняли Львов. В 1897 году был построен дом для инженера Рихтманна-Рудневского на улице Академической. На 1-м этаже он размещал помещение для велосипедов. Краевой банк Галиции содержал первый в истории города велопаркинг.

После согласования с магистратом львовские полицейские издали в августе 1898 года правила колесной езды. Эти правила отменили все дискриминационные установки на счет велосипедистов и признали львовских бициклистов участниками дорожного движения со всеми принадлежащими им правами.

Бициклистские клубы открывали все чаще и чаще. К примеру, такой действовал при Львовской политехнике, а при обществе «Сокіл» функционировал велосипедный отдел. Велосипеды начали покорять и другие города Галиции, где образовывались циклистские общества.

К примеру, в 1893 году в Тернополе открыли Кружок любителей спорта с 26 участниками. Его открыл Казимир Хеммерлинг. Такой же кружок он открыл при львовском «Соколі». Кроме того, Казимир был инициатором журнала «Колесо» на велосипедную тематику.

В 1894-м 12 бициклистов объединились в подобное сообщество в Дрогобыче, в том же году объединились и 23 велосипедиста Коломыи, где также существовала школа велосипедной езды. Самый скромный клуб с только 5 участниками был в Чорткове.

Львовское общество велосипедистов (1910-1920 гг.)

В конце XIX века велосипедисты создали себе неофициальную униформу: обычно они одевали костюм из шерсти или фланели, шерстяную шапку с козырьками, рубашку из трикотажа и высокие гетры. Брюки в нижней части застегивали на пуговицы, чтобы они не препятствовали езде.

Велорух становился до такой степени активным, что чуть ли не еженедельно случались велосипедные ДТП. Одна из них произошла летом 1903 года близ улицы Пекарской. В 1904 году во Львове уже насчитывалось несколько велосипедных обществ, например Lwowskie towarzystwo kolarzy или «Українське руханкове товариство».

Реакция литераторов

Велосипед был не только городским транспортом: часто на нем отправлялись в путешествие. Для улучшения здоровья врачи советовали проезжать по 30-40 км каждый день. Польским словом wycieczką называли велопутешествия, туры и прогулки на велосипедах.

Такая популярность бициклов поспособствовала появлению велосипедной литературы. К примеру, профессор Лорен написал труд «Гігієна циклістів». Кроме того, периодически обнародовались городские планы с помещенными правилами велодвижения. В 1894 году во Львове издали тонкий, но очень хорошо проиллюстрированный «Підручник для велосипедистів», который создали уже упомянутый Хеммерлинг и Виктор Бергер.

Для роверистов писали путеводители и очерки. Тот же Хэммерлинг создал велосипедный календарь-путеводитель по Галиции, изданный в 1895 году. В 1898-м в типографии Пиллера издали книгу о путешествии из Львова в Ивано-Франковск авторства Ярослава Пенёнжека, хотя и автор несколько обманул в своем рассказе, потому что из Львова в Ворохту он добирался поездом, а только оттуда – на велосипеде.

Сооружение циклодромов

Для соревнований велосипедистов по примеру Львова во многих городах устраивали специальные арены – циклодромы. Первые состязания в пределах российской империи провели в 1887 году в Одессе. Тамошнее общество роверистов-любителей в 1890-х годах насчитывало почти 400 человек и имело в собственности крытый велотрек для зимних упражнений.

Не стоял на месте и сам Львов. С 1906 года на стадионе в пределах Стрыйского парка обустроили местность для тренировки членов Клуба циклистов и мотористов.

Имел свой тег и Мариуполь, который затем стал известен как стадион «Азовец». В 1911 году во время смешанной велосипедно-моторной гонки приняли участие 11 спортсменов. Однако гонки происходили не столь часто, как хотелось бы, из-за чего циклодром простаивал. Поэтому, его решили арендовать английские матросы для футбольных игр. Именно так в Мариуполе начался профессиональный футбольный спорт.

В 1910-х годах появился более современный велосипед, который стали называть ровером в честь британской компании Rover. В начале ХХ века на галицких землях на 50 велосипедов приходился всего один автомобиль.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.