В конце XIX века велосипед считался самым модным транспортом. Велосипедисты путались под ногами, препятствуя движению прохожих и ломая свой транспорт на части (в то время многие велосипеды были деревянными). У жителей этот вид транспорта вызывал разве что скепсис и раздражение. Однако именно Львов стал плацдармом развития велосипедного спорта в Галиции, в результате чего это двухколесное движение заполонило и всю Украину. Далее на lviv-future.
Кто изобрел велосипед?
В 1817 году немец Карл фон Дрез изготовил из дерева двухколесный самокат. Весил он более 20 кг, но все равно смог завоевать популярность среди английских дворян. В Англии изобретение неофициально назвали «денди-хорз».
В 1839-40 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к самокату седло и педали. Последние соединялись с задним колесом металлическими стержнями и при нажатии толкали его. Передним колесом можно было регулировать с помощью руля.
В 1862 году 19-летний французский изготовитель детских колясок Пьер Лалман оснастил «денди-хорз» педалями у переднего колеса. Об изобретении Макмиллана Пьер не знал. В 1863-м он смастерил в Париже велосипед, а в следующем году продемонстрировал его братьям-промышленникам Оливье из Лиона. Братья вместе с инженером карет Пьером Мишо выпустили в больших количествах изобретение Лалмана с металлической рамой.
![](https://lviv-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/12/2023/01/img_63d7f5d7104ca.png)
Впоследствии Лалман отправился в США, где в 1866 году запатентовал свое детище, поэтому именно его считают изобретателем велосипеда. Творение было представлено на выставке в Париже в 1867 году. Оттуда мужчина по имени Михал Мрозовский привез велосипед во Львов, который тогда был первым на территории Галиции и Украины.
Первые львовские бициклисты
Стоимость деревянного велосипеда составляла 600 франков, в то время как зарплата французских рабочих в среднем была 4 франка в день. Такая дорогая покупка Мрозовского ему пользы так и не принесла: он не овладел ездой, поэтому отдал транспортную новинку телевоспитательному и гимнастическому обществу «Сокіл».
В 1867 году на львовских улицах появился первый велосипедист – один из «соколов» Пшибылинский. Через год Пшибылинский попросил своего знакомого кузнеца создать такой же велосипед. Тогда по Львову ездили два бициклиста (бициклом называли тогдашний тип велосипеда без перекладины с большим передним колесом и малым задним), а впоследствии появился и третий.
«Велосипедная лихорадка»
В 1886 году был создан Львовский клуб циклистов (ЛКЦ) – первый велоклуб на территории Украины и один из первых в Европе. Вскоре возле ресторана в парке «Высокий замок» механик по фамилии Иваницкий открыл локацию для проката велосипедов. Это был первый здание для проката велосипедов в Галиции.
В 1892 году ЛКЦ состоял уже из 236 участников. А через год механик Александр Заячковский открыл на Коперника первую в Галиции мастерскую, где ремонтировали велосипеды. В 1894 году вокруг львовского стадиона для легкоатлетов обустроили 400-метровый велосипедный трек европейского образца с учетом всех международных стандартов таких сооружений. Этот трек был признан одним из величайших достижений страны. К концу ХХ века по всей Галиции не создали лучшего.
Велосипеды постепенно меняли Львов. В 1897 году был построен дом для инженера Рихтманна-Рудневского на улице Академической. На 1-м этаже он размещал помещение для велосипедов. Краевой банк Галиции содержал первый в истории города велопаркинг.
После согласования с магистратом львовские полицейские издали в августе 1898 года правила колесной езды. Эти правила отменили все дискриминационные установки на счет велосипедистов и признали львовских бициклистов участниками дорожного движения со всеми принадлежащими им правами.
Бициклистские клубы открывали все чаще и чаще. К примеру, такой действовал при Львовской политехнике, а при обществе «Сокіл» функционировал велосипедный отдел. Велосипеды начали покорять и другие города Галиции, где образовывались циклистские общества.
К примеру, в 1893 году в Тернополе открыли Кружок любителей спорта с 26 участниками. Его открыл Казимир Хеммерлинг. Такой же кружок он открыл при львовском «Соколі». Кроме того, Казимир был инициатором журнала «Колесо» на велосипедную тематику.
В 1894-м 12 бициклистов объединились в подобное сообщество в Дрогобыче, в том же году объединились и 23 велосипедиста Коломыи, где также существовала школа велосипедной езды. Самый скромный клуб с только 5 участниками был в Чорткове.
![](https://lviv-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/12/2023/01/img_63d7f5da4de37.png)
В конце XIX века велосипедисты создали себе неофициальную униформу: обычно они одевали костюм из шерсти или фланели, шерстяную шапку с козырьками, рубашку из трикотажа и высокие гетры. Брюки в нижней части застегивали на пуговицы, чтобы они не препятствовали езде.
![](https://lviv-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/12/2023/01/img_63d7f5dc3a174.png)
Велорух становился до такой степени активным, что чуть ли не еженедельно случались велосипедные ДТП. Одна из них произошла летом 1903 года близ улицы Пекарской. В 1904 году во Львове уже насчитывалось несколько велосипедных обществ, например Lwowskie towarzystwo kolarzy или «Українське руханкове товариство».
Реакция литераторов
Велосипед был не только городским транспортом: часто на нем отправлялись в путешествие. Для улучшения здоровья врачи советовали проезжать по 30-40 км каждый день. Польским словом wycieczką называли велопутешествия, туры и прогулки на велосипедах.
Такая популярность бициклов поспособствовала появлению велосипедной литературы. К примеру, профессор Лорен написал труд «Гігієна циклістів». Кроме того, периодически обнародовались городские планы с помещенными правилами велодвижения. В 1894 году во Львове издали тонкий, но очень хорошо проиллюстрированный «Підручник для велосипедистів», который создали уже упомянутый Хеммерлинг и Виктор Бергер.
Для роверистов писали путеводители и очерки. Тот же Хэммерлинг создал велосипедный календарь-путеводитель по Галиции, изданный в 1895 году. В 1898-м в типографии Пиллера издали книгу о путешествии из Львова в Ивано-Франковск авторства Ярослава Пенёнжека, хотя и автор несколько обманул в своем рассказе, потому что из Львова в Ворохту он добирался поездом, а только оттуда – на велосипеде.
Сооружение циклодромов
Для соревнований велосипедистов по примеру Львова во многих городах устраивали специальные арены – циклодромы. Первые состязания в пределах российской империи провели в 1887 году в Одессе. Тамошнее общество роверистов-любителей в 1890-х годах насчитывало почти 400 человек и имело в собственности крытый велотрек для зимних упражнений.
Не стоял на месте и сам Львов. С 1906 года на стадионе в пределах Стрыйского парка обустроили местность для тренировки членов Клуба циклистов и мотористов.
![](https://lviv-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/12/2023/01/img_63d7f5df03afb.png)
Имел свой тег и Мариуполь, который затем стал известен как стадион «Азовец». В 1911 году во время смешанной велосипедно-моторной гонки приняли участие 11 спортсменов. Однако гонки происходили не столь часто, как хотелось бы, из-за чего циклодром простаивал. Поэтому, его решили арендовать английские матросы для футбольных игр. Именно так в Мариуполе начался профессиональный футбольный спорт.
В 1910-х годах появился более современный велосипед, который стали называть ровером в честь британской компании Rover. В начале ХХ века на галицких землях на 50 велосипедов приходился всего один автомобиль.