В ХХІ веке аварии с участием наземного транспорта редко кого удивляют, однако почти никогда не обделены вниманием происшествия с летательными аппаратами. Дело в том, что последствия авиакатастроф практически всегда значительно серьезнее обычных ДТП. Многие львовяне, слыша об авиатрагедиях во Львове, вспоминают прежде всего о трагедии в Скнилове, но она не единственная в истории Львова. Подробнее далее на lviv-future.
Первая летальная авиакатастрофа
Днем рождения авиации в ее традиционном понимании является 17 декабря 1903 года. В это время братья Райт опробовали летательные аппараты, которые сконструировали сами. А 16 апреля 1910-го аппарат, тяжелее воздуха, впервые пролетел над Львовом. Из-за неисправности двигателя он упал и повредился, хотя и сам пилот не пострадал.
Через четыре года произошла первая авиакатастрофа с летальным исходом. Тогда погиб военный австрийский летчик после падения судна на территорию Стрыйского парка. Его могила некоторое время находилась прямо на месте падения – у Дворца искусств (потом там разместился спорткомплекс НУ «Львовская политехника»). В 1918 году могилу перенесли на Лычаковское кладбище, на место захоронений австрийских военных.
Роковое авиашоу
Следующая авиакатастрофа произошла 22 ноября 1919 года, когда поляки праздновали годовщину победы в битве за Львов, продолжавшуюся с 1 по 22 ноября 1918 года. Тогда частью торжества стало первое в истории города авиашоу, которое выполняли четыре американских летчика, члена эскадрильи имени Тадеуша Костюшко.
Пилоты должны были пролететь несколько кругов над проспектом Свободы, сопровождая колонны парада. Однако 28-летний Эдмунд Грейвс неожиданно для всех отсоединился от других пилотов, чтобы продемонстрировать сложные фигуры. При выполнении одной из них, а именно double barrel (двойной «полупетли»), правое крыло самолета отломилось. Эдмунд переоценил способности собственного аппарата.
Ему удалось увести неконтролируемый самолет от людной улицы, но Грейвс не смог разойтись с крышей дворца Потоцкого. Сам он выпрыгнул еще до возгорания, но слишком малое расстояние до земли не позволило раскрыться парашюту. Пилот разбился насмерть.
После того, как самолет врезался во дворец, начался 3-часовой пожар. Верхний этаж дворца сгорел дотла, второй – получил сильные повреждения, а нижний затопило во время того, как пожарные тушили огонь. Он уничтожил многие ценные вещи и книги.
После трагедии Альфред Потоцкий, владелец дворца, подал иск в суд, чтобы возместить ущерб. Это ему удалось спустя 3 года. Реставрационные работы завершили в 1931-м году.
Неудачное испытание
Менее чем через год после авиашоу 1919 года погиб еще один американец из той же эскадрильи Костюшко. Это произошло летом 1920 года. Летчик Джордж Мак-Калум испытывал свой самолет после ремонта на Левандовском аэропорту. Испытания прошли безуспешно, поскольку судно разбилось вблизи аэродрома. Молодой пилот погиб.
В 1925 году над могилами Мак-Калума, Грейвса и еще одного американского пилота Артура Келли, что на Польском военном мемориале под Лычаковским кладбищем, установили монумент в виде крылатого пилота. В 1971 году этот мемориал и монумент уничтожили советские власти. В 1989–2005 годах кладбище частично отстроили.
Первая гражданская авиакатастрофа
В 1928 году произошло первое авиапроисшествие во Львове с гражданским самолетом, а именно Junkers F-13. Во время полета отказал двигатель, пилот чудом смог усадить аппарат на полях села Рясна Польская (потом присоединили к Львову). Посадка была точно не из мягких, судно даже опрокинулось, но сами пассажиры почти не пострадали.
Стоит добавить, что в 1930-х годах случилась авиакатастрофа, не подтвержденная документами или прессой. Если же верить рассказам очевидцев, то у железнодорожной станции «Пятый Парк» разбился военный самолет. Все на борту погибли.
Приключения на Городоцкой
Самая длинная львовская улица Городоцкая связана с несколькими авиационными катастрофами, случившимися либо прямо на ней, либо поблизости. В частности, после Второй мировой войны военно-транспортный самолет Ли-2 (СССР) разбился на Городоцкой, вблизи построек офицерского состава. Все члены экипажа погибли.
Другая трагедия с самолетом этой же марки произошла в начале 1950-х над Окружной улицей (пролегает от Городоцкой до Кульпарковской). Судно задело крылом радиобашню, после чего взорвалось, а пилот погиб. Там, где рухнул самолет, образовалась большая яма, а со временем – и небольшое озеро. Позже здесь разместились гаражи.
Несчастливый Ан-10
В 1950–60-х годах произошли две масштабные авиакатастрофы, в результате которых погибли 72 человека, в основном – обычные пассажиры. Первая катастрофа произошла 26 ноября 1959 года. Тогда при посадке возле села Зимняя Вода разбился новый советский пассажирский самолет Ан-10. В тот мир отошли 40 человек.
Через 3 месяца, 26 февраля 1960-го, разбился еще один Ан-10 возле станции «Пятый Парк» при схожих обстоятельствах. 33 человека на борту погибли. Выжил только один пассажир, который, по рассказам очевидцев, даже не понял, что произошло, потому что пьяный спал в момент крушения.
К обеим трагедиям привели недостатки конструкции самолетов Ан-10, из-за чего с эксплуатации сняли всю серию этих судов. Впоследствии самолеты стали использовать для показа кино. Один из них находился в парке «Боднаровка», кинотеатр так и называли – «Самолёт».
Хоррор по-львовски
В 1963-м во Львове произошел настоящий авиаужас. Пассажирский и туристический чешский самолет Let L-200 Morava опустился слишком низко из-за плохой видимости и непогоды. Он задел крылом дом, а потом упал на улице Коновальца. Самолет врезался в дерево возле школы № 5, в результате чего оторвался и полетел по улице двигатель. К счастью, прохожие не погибли, а вот пилоту и пассажирам не повезло.
Происшествия в 1970-х
В мае 1977 года чуть не произошла трагедия из-за чрезмерной самоуверенности летчика, захотевшего посадить судно на первую плиту полосы, однако самолет упал, как дерево, на землю. Чудом никто на судне не пострадал. Что интересно, спасатели по прибытии на место аварии тихо собрали различные сувениры и подарки, предназначенные для авиасалона в Париже, куда, собственно, направлялся самолет.
В том же 1977-м и следующем году произошли два инцидента с самолетами Ту-134. На старте у самолетов два раза надломились передние стойки корпуса из-за банальной усталости металла. Благодаря тому, что самолеты не успели набрать высокую скорость, серьезные повреждения судна не получили. Пассажиры и пилоты не пострадали.
Кроме того, в 1970-х несколько раз вышли за взлетно-посадочную полосу военные самолеты МиГ-15 и МиГ-17, однако обошлось без жертв.
Скниловская трагедия
27 июля 2002 года 14-й АК ВВС Украины решил отпраздновать свое 60-летие. На военном аэродроме в Скнилове самолет Су-27 во время авиашоу демонстрировал фигуры высшего пилотажа. В частности, самолетом управляли пилоты Владимир Топонарь и Юрий Егоров. Посмотреть на шоу пришло около 10 000 человек.
Во время выполнения «полупетли» Су-27 не набрал достаточную высоту, тогда пилоты пытались лететь близко к земле, однако судно зацепило стабилизатором тополь, врезалось в землю, затем – в бетонное покрытие дорожки, а затем – задело другой самолет. Выполнив 3 оборота Су-27 упал в толпу и взорвался.
Пилоты успели катапультироваться после контакта с землей, поэтому получили небольшие повреждения. На место трагедии приехало ориентировочно 20 машин скорой помощи и множество пожарных. Погибли 77 человек, из которых 28 – дети. Еще более 350 зрителей ранились, некоторые получили серьезные психические расстройства от увиденного. Согласно официальной версии, трагедию повлекли за собой нарушение правил пилотирования, отклонение пилотами от своей задачи и плохая организация шоу.