Суббота, 27 апреля, 2024

Первое и роковое авиашоу в истории Львова

Немногие знают, что во время польско-украинской войны (1918–19) противниками украинцев были не только поляки, но и американские пилоты. Точно неизвестно, воевали ли они непосредственно против украинских воинов, однако некоторые американские летчики погибли на украинских землях. Первой жертвой в небе над Львовом стал Эдмунд Грейвс. Подробнее об этой истории далее на lviv-future.

Предыстория

После Первой мировой войны Австро-Венгерская империя распалась. Тогда поляки решили забрать власть на галицких землях, предварительно согласовав это с австрийцами. В то же время, молодые украинцы под руководством сотника Дмитрия Витовского не собирались отдавать свои этнические территории и решили взять власть в свои руки и объединиться с созданной в 1917 году УНР.

В ночь с 31 октября на 1 ноября 1918 года состоялся Ноябрьский чин – восстание УСС, организованное УНР в Королевстве Галиции и Лодомерии для утверждения на претендованных землях власти Украинской Державы.

В захвате украинцами власти было задействовано около 1300 человек, хотя только половина из них имела реальный военный опыт. Командный состав усусов в 4 утра провел молниеносную операцию. Украинцы заняли Галицкий краевой сейм, помещение магистрата, полиции, главной почты, вокзала, городской военной комендатуры, цитадели. Кроме того, отключили от сети городской телефон и телеграф, задержали командующего Львовом, а над ратушей установили украинский флаг.

Украинские бойцы в помещении Галицкого сейма, ноябрь 1918 г. 

В результате восстания образовалось государство (площадь 70 тысяч км²), что не понравилось Польше, поэтому 1 ноября она развязала войну с целью захвата Галиции. Самая война продолжалась до 18 июля 1919 года.

1–22 ноября 1918 года шла битва за Львов. И польская, и украинская стороны считали Львов своей территорией. Польская военная организация соревновалась с Украинской галицкой армией. Ареной боевых действий стал сам Львов. На городских улицах шли бои за стратегические объекты. Поляки заняли западную часть Львова, а центральную и восточную – украинцы. На помощь постоянно прибывали польские военные, и украинская сторона уступала в численности.

13 ноября на западноукраинских землях появилась ЗУНР со столицей во Львове. Ее президентом стал Евгений Петрушевич. Украинцев во Львове в то время насчитывалось чуть больше 15%, тогда как поляков – 60%.

20 ноября во Львов из Перемышля прибыли польские войска с новым вооружением. Чтобы избежать осады, 21 ноября выехали из города члены Национального Совета и Государственного Секретариата. В ночь на 22 ноября Львов покинули и украинские воины. Хотя еще три месяца бойцы УГА держали окраины города в осаде, вернуть его не удалось.

Польско-украинская война завершилась 18 июля 1919 года, когда украинские войска отошли за Збруч и Польша оккупировала территорию ЗУНР. Во время войны погибло около 15 000 украинцев и 10 000 поляков.

Катастрофическое празднование

22 ноября 1919 года поляки праздновали годовщину победы в битве за Львов. Тогда организовали военный парад, а особенностью праздника стало авиационное шоу – первое в истории Львова.

В тогдашней Польше полноценное подразделение военной авиации было только во Львове. 10 американских пилотов под руководством 26-летнего Мэриана Купера создавали скелет эскадрильи имени Тадеуша Костюшко, база которой размещалась на аэродроме на Левандовке.

Мэриан Купер

22 ноября четыре американских пилота из этой эскадрильи приняли участие в военном параде. Согласно сценарию, они должны были пролететь несколько кругов на высоте 500 метров над колоннами парада на проспекте Свободы. Львовские власти надеялись, что на парад приедет сам премьер-министр Польши Юзеф Пилсудский, но прибыл только министр обороны Лесневский.

28-летний пилот Эдмунд Грейвс захотел создать для зрителей еще более впечатляющее и эффектное авиашоу. Грейвса считали очень искусным, хотя и рискованным пилотом. Во время авиационного сопровождения парада неожиданно для всех Эдмунд отсоединился от других истребителей, после чего принялся выполнять в небе сложные фигуры. При выполнении double barrel (двойной полупетли) на высоте 150 метров правое крыло самолета не выдержало сопротивления воздуха и отломилось. Грейвс упустил возможность контролировать полет.

Эдмунд Грейвс

По одной из версий, крыло отломилось еще во время полета над проспектом Шевченко. Последним подвигом Эдмунда стала попытка увести неуправляемую машину от людной улицы. И если с горожанами пилот смог разминуться, то с дворцом Потоцких – нет.

Как потом рассказал командир Купер, Эдмунд успел выпрыгнуть из самолета, однако высота над землей не была достаточной для раскрытия парашюта, так что пилот ударился головой и погиб на месте. Авиашоу превратилось в трагедию.

Поврежденный дворец Потоцких

Взрыв самолета вызвал воспламенение крыши дворца Потоцких, из-за чего начался масштабный 3-часовой пожар. Газета Kurjer Lwowski писала, что от верхней части дворца остались разве что дымоходы и пепелища. Второй этаж получил сильные повреждения. Первый этаж полностью залило водой во время тушения пожара.

Дворец после пожара, фото 1919 г. 

Толпа, которая очень быстро собралась на месте взрыва, помешала пожарным вовремя добраться до дворца. Кроме того, возникли трудности с водой, потому что гидранты размещались далеко, а давление воды было очень слабым. Поэтому, львовяне потеряли немало ценных вещей и книг из библиотеки, которая размещалась на верхнем этаже. Даже в такой сложной ситуации нашлись мародеры, нескольких арестовала полиция.

Владелец дворца Альфред Потоцкий подал из-за разрушенного имущества иск в суд. Государство возместило ущерб через три года. Еще столько же длился ремонт, а реставрировали постройку вплоть до 1931-го.

Погребение Грейвса

25 ноября 1919 года состоялись похороны погибшего пилота Эдмунда Грейвса. Он стал первым американским офицером, погибшим за Польшу. Похоронная процессия началась в евангелистской церкви Святой Урсулы (на улице Зеленой). Гроб пилота лежал на телеге, обустроенной в виде корпуса самолета. На гробу положили американский и польский флаги. Самого Эдмунда посмертно наградили теми же почестями, которыми награждают пилотов, погибающих в бою.

Церковь Святой Урсулы, фото 1925 г. 

Как писали львовские газеты, траурное шествие сопровождал самолет, которым управлял пилот Франц Петер. Хотя и была версия, что похороны сопровождали коллеги Грейвса.

Похоронили Эдмунда на Лычаковском кладбище, на месте для австрийских военных. В 1921 году его перезахоронили на Польском военном мемориале (Кладбище защитников Львова или Мемориал орлят), которое размещалось под Лычаковским кладбищем. Здесь хоронили поляков, участвовавших в боях против ЗУНР в 1918 году, в битвах против большевиков в 1920-м, в немецко-польской войне в 1939-м и в Движении сопротивления в 1922–44 годах. В 1925 году над гробами Грейвса и еще двух американских летчиков построили монумент, изображавший крылатого пилота. 

В 1971 году Кладбище защитников Львова вместе с монументом американским летчикам уничтожили советские власти, на одной из его частей проложили улицу Стефана Банаха. В 1989–2005 годах кладбище частично отстроили.

Стоит добавить, что существует также версия, что первым местом захоронения Грейса был сад дворца Потоцких, однако этой информации нет в львовских газетах того времени.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.