Среда, 22 сентября, 2021

Кое-что интересное с истории львовского трамвая и его маршруты, которые так и не состоялись

Трамвай — один из самых известных символов города Льва. Он изображен на картинах львовских художников на Вернисаже, на символических магнитах для туристов. Да и известную песню пикардийцев “Старенький трамвай” горожане воспринимают не иначе как оду львовскому трамваю. Далее на lviv-future.

История городского трамвая берет начало с далекого 1880 года, когда 3 мая он впервые проехал улицами города. С того времени он пережил немало курьезов и приключений, которые достойны книжных рассказов.

Конный против электрического

Первый трамвай, как известно, тянули лошади. Ездил он по массивных дубовых путях, обтянутых жестью, поэтому грохотал неимоверно. Впечатлений пассажирам добавлял и неприятный запах от “моторов”, лошадей. Поэтому вначале горожане не были в восторге от такого транспорта. Тем не менее, в первый год им воспользовались более 1.5 млн человек.

Первые маршруты соединяли Железнодорожный вокзал с площадью Мытной и Пидзамче, но уже к 1898 их насчитывалось уже шесть.

В зависимости от сезона, вагон трамвая тянули разное количество лошадей: летом — 2 пары, зимой — 4. Каждые упряжь могла пройти четыре круга, после чего животных меняли. Дэпо конного трамвая находилось на ул. Ярослава Мудрого, где проживали и сами лошади.

Профессия водителя конного трамвая считалась очень престижной. Заработная плата вагоновозов была настолько высокой, что превышала даже доходы преподавателя университета или ученого. Поэтому каждая львовская панночка мечтала о таком женихе и муже. Последний конный трамвай проехал городом в 1908 году.

Пришло время бурного технического прогресса и в европейских городах массово запускались электровагоны. Львов, конечно, тоже шел в ногу со временем, и уже в 1893 году городские власти объявили тендер на проведение первой электрической трамвайной линии. За работу взялась австрийская фирма “Сименс&Гальське”, которая 31 мая 1894 года на улицы Львова вывезла первый электротрамвай.

Википедия пишет про забавный случай, который произошел с трамваем на Лычакове. Тогда жены извозчиков конного трамвая, которые потеряли зароботок в связи с введением нового транспорта, забросали трамвай тухлыми яйцами и гнилыми помидорами. А некая пани Скоробэцька, нагнувшись и задрав юбку, призвала трамвай поцеловать ее в одно место.

Про похороны и метротрам

Трамвай настолько тесно переплелся с жизнью горожан, что в свое время им даже планировали перевозить покойников. Похоронные бюро планировали запустить специальные трамваи-катафалки, которые должны были курсировать на Лычаковское, а потом и на Янивское кладбищи. Но эти проекты так и остались не реализованными.

В 70-х годах прошлого века во Львове решили построить подземные трамвайные линии, своеобразный метротрам. Планировалось сооружение двух подземных туннелей размерами с метро, которые должны были разместится под центром города. К ним должны были подвести две наземные линии. 

Проект внесли в генплан и даже начали его реализовывать. Но когда началось строительство первой вентиляционной шахты во дворе Палаца Потоцких, соседние дома стали разрушаться. Амбитные планы пришлось откинуть, в конце 80-х проект закрыли. Удалось построить только одну наземную скоростную линию, которая соединила улицы Сахарова и Научную.

Latest Posts