Суббота, 27 апреля, 2024

Аэропорт «Львов»: строительство, бомбежки и восстановление

Международный аэропорт «Львов» имени Даниила Галицкого — второй в Украине по пассажировместимости. Его история начинается в 1929 году. Однако с началом полномасштабной войны — с 24 февраля 2022 года украинские аэропорты не работают, ведь небо закрыто для полетов гражданских самолетов. Когда же снова над Львовом раскроют крылья пассажирские авиалайнеры и безопасно ли это во время войны — в нашем материале на lviv-future.com.ua.

История львовского аэропорта

История авиаперевозок во Львове началась с 1914 года. Тогда в городе Льва заработал аэродром неподалеку Главного железнодорожного вокзала на Левандовке. Сначала здесь летали только военные суда. А в сентябре 1922 года в небо взлетел первый гражданский регулярный рейс по маршруту Гданьск-Варшава-Львов. Так стартовала история пассажирских перевозок в городе Льва, да и вообще в Украине. В Киеве и Харькове пассажирские авиасообщения заработали в 1924 году.

Со Львовом первой начала сотрудничать немецко-польская авиакомпания AeroLloyd.

С 1922 по 1929 годы в аэропорту на Левандовке было осуществлено 4558 рейсов, во время которых было перевезено 10 тысяч 784 человека. Больше всего в 1929 году: за 485 рейсов воздушным пространством воспользовались 1894 пассажира. С точки зрения современной пассажирской авиации цифры выглядят мизерными. Все потому, что первые пассажирские самолеты вмещали на своих бортах малое количество пассажиров. Например, немецкие самолеты «Юнкерс» перевозили всего 4 пассажиров. А вот голландские «Фокеры» вмещали уже 8-10 пассажиров и преодолевали расстояние от Львова до Варшавы за 1 час и 40 минут. А еще голландские авиасудна первыми в мире могли похвастаться туалетами на борту. 

В 1930-х годах во Львове можно было увидеть американские авиасудна под названием «Локхид», которые вмещали 11 человек и могли похвастаться небольшим буфетом для удобства пассажиров. Несколькими годами позже были закуплены американские самолеты «Дуглас», которые вмещали 14 человек. 

Новый аэропорт — новая история

Однако летное поле в Левандовке было слишком малым для дальнейшего расширения, ведь вокруг были застройки города. Поэтому в 1923 году чиновники приняли решение о переносе аэропорта в район пригородного села Скнилов. С этого времени начали работать над строительством и обустройством нового львовского аэропорта. Сначала строительные работы проводили только военные. Но в конце концов к этому важному делу присоединилось и гражданское население.

В 1929 году в Скнилове построили железобетонный ангар, в котором заработал первый аэровокзал. В конце этого же года здесь начал функционировать новый аэропорт города Львова. Заработали регулярные внутренние и международные авиарейсы. В Скнилов перенесли и военный авиаполк.

Аэропорт продолжали развивать и после его открытия. В 1931 году к Скнилову подтянули железнодорожные пути, чтобы было удобнее подвозить топливо и другие необходимые материалы. Еще через год здесь была установлена топливно-заправочная станция, радиостанция, метеопункт и лампа-маяк. 

В 1935 году впервые включили проблесковый фонарь, свет которого ночью был виден на расстояние 100 км. А в 1938 году были установлены радиомаяки. В те времена также был построен огромный ангар, который служил залом ожидания для пассажиров. Интересно, что эти сооружения можно увидеть на территории львовского аэропорта до сих пор. 

На фото: первый зал-ангар аэропорта на Скнилове.

После открытия нового аэропорта, его руководство столкнулось с большой проблемой. В осенне-зимний период взлетную полосу заливало водой. Случалось, что из-за этого приходилось на несколько дней закрывать аэропорт. Поэтому в 1936 году были вымощены новые взлетно-посадочные полосы, длина которых была 1200 метров. Над их проектированием трудились лучшие мастера, чтобы сделать все качественно: улучшенное покрытие было тщательно выложено щебнем. Интересно, что две новые полосы были располагаться накрест одна на другую. В течение 20-30-х годов было проведено немало работ на аэродроме, общей стоимостью 12 млн злотых. 

Заботились на львовском аэропорту и об удобствах для пассажиров. Из центра Львова в аэропорт курсировал бесплатный автобус. А для особых гостей были даже автомобили. Также на территории львовского аэропорта работали мужчины, которые бесплатно носили тяжелый багаж пассажиров. Интересно, что оформить документы на вылет можно было менее чем за 15 минут.

На фото: Расписание рейсов из Львова в межвоенный период.

В межвоенный период из Львова были полеты в 15 направлениях.

Расписание рейсов аэропорта во Львове изменилось во время советской оккупации в 1939-41 гг. Появилось сообщение с Москвой и другими городами советского союза. В это время также на территории аэропорта начали функционировать военные и санитарные авиачасти.

Несмотря на то, что аэропорт — важный стратегический объект, во время войны за него шли ожесточенные бои. Львовский аэропорт почувствовал на себе войну с первого дня военных действий. 1 сентября 1939 года в 11 часов на взлетно-посадочную полосу совершили налет 30 немецких бомбардировщиков. Им на подмогу прилетели также ракетоносители словацких войск. Они настолько разгромили полосу воздушных ворот Галичины, что во время эвакуации польские самолеты потерпели здесь аварии.

И снова все повторилось, как страшный сон в июне 1941 года. Авиация Германии начала бомбить львовский аэродром и уничтожила 264 советских самолетов, которые были там. Разрушив взлетную полосу, немцы обустроили временный военный аэродром вблизи Рясного. Но впоследствии начали отстраивать Скниловский аэродром. Для ремонта и бетонирования взлетно-посадочной полосы привлекали пленных из концлагеря «Шталаг», который был на львовской Цитадели. 

Однако на этом беды львовского аэропорта не закончились. И в 1944 году во Львов снова вернулись советские завоеватели. И на этот раз красные войска разбомбили львовский аэропорт. Но именно они должны были его и восстановить, учитывая стратегическую важность, особенно во время войны. Галицкий аэропорт вошел в систему «Аэрофлота». И снова красные восстановили сообщение с Киевом и Москвой, а также впустили самолеты в соседние области. Уже в конце 1950-х годов через львовские воздушные ворота проходило немало международных рейсов. А до 60-х годов все авиасудна, которые направлялись на запад, приземлялись во Львове, чтобы осуществить дозаправку.

В 1980-х годах из львовского аэропорта отправлялось уже по 60 судов в день.

Свободная страна — современная история

С началом независимости Украины изменения произошли в каждом городе и на всех важных стратегических объектах. Украина стремилась избавиться от следов советской эпохи. Поэтому власть активно бралась за модернизацию страны. Развивался и Львовский аэропорт. Он восстановил статус международного. В 1999 году в городе Льва проходил саммит глав государств Центральной и Восточной Европы. И к этому событию сделали капитальную реставрацию аэропорта.

Особых изменений воздушные ворота города Льва получили накануне футбольного чемпионата «Евро-2012». Поскольку Львов стал городом, который должен был принимать у себя гостей со всего мира, в 2009 году начали возводить новый терминал аэропорта в стиле хай-тек, площадью 39 тысяч м2. Он 9 выходов и может принимать 2 тысячи пассажиров в час. Строительство новых воздушных ворот Галичины обошлось в 2 миллиарда 437 миллиона гривен, также провели ремонтные работы в старом терминале. Многострадальная взлетно-посадочная полоса была реконструирована, а также ее увеличили с 2510 до 3305 метров, чтобы во Львове могли приземляться самолеты класса D. 

В 2013 году в городе Льва впервые приземлился самолет Boeing 777. С тех пор начало увеличиваться и количество пассажиров. И в 2018 году аэропорт мог похвастаться рекордным для себя пассажиропотоком — 1,5 миллиона человек, это в три раза больше, чем было 10 лет до этого.

Обновленный аэропорт — новое название

Накануне «Евро-2012» во Львове начали активно дискутировать вокруг нового названия для модернизированного аэропорта. Первым вариантом было назвать аэропорт в честь гениального украинского скульптора, творившего на Галичине — Ивана Георгия Пинзеля (Pinsel International Airport). Зато мэр Львова Андрей Садовый предложил назвать воздушные ворота в честь основателя города Льва короля Даниила Галицкого: «Международный аэропорт имени короля Даниила». Однако политическое объединение «Свобода», фракция которого имела большинство во Львовском городском совете, направила обращение к тогдашнему премьер-министру Николаю Азарову с предложением назвать львовские воздушные ворота в честь Украинского героя Степана Бандеры. Поскольку фигура Бандеры всегда была противоречивой для украинцев из разных регионов, поэтому здесь начали вестись острые дискуссии. Свои протесты относительно такого названия начала высказывать и Польша, которая издавна называла проводника ОУН бандитом. Тогдашний позорный президент Украины Виктор Янукович приехал во Львов и сказал, что такие решения должен принимать совет города. Однако уже через несколько дней Министерство инфраструктуры Украины заявило, что вопросами переименования аэропорта будет заниматься правительство. Верховная Рада Украины обратилась к Януковичу, чтобы не допустить, чтобы львовский аэропорт носил имя Бандеры. 

Чтобы уменьшить градус напряжения в обществе относительно названия аэропорта, решили провести опрос среди жителей. В начале ноября 2011 года интернет-портал Львова VisitLviv.net провел голосование в Facebook. Среди 12 258 пользователей соцсети, которые приняли участие в опросе, больше всего голосов получило предложение назвать львовские воздушные ворота именем короля Даниила Галицкого.С результатами данного голосования мэр Львова Андрей Садовый подал в правительство предложение назвать аэропорт «именем короля Даниила». Кабмин принял данное распоряжение. Однако уже на следующий день возник новый скандал. Секретарь ЛГС Василий Павлюк заявил, что слово «король» в названии будет звучать неуместно. А депутат Юрий Михальчишин обвинил команду Садового в том, что голосование в соцсети Фейсбук были полностью сфальсифицированы.

Все споры были прекращены 6 февраля 2012 года Министерством инфраструктуры Украины, которое издало приказ об изменении названия государственного предприятия «Международный аэропорт «Львов»» на «Международный аэропорт «Львов» имени Даниила Галицкого».

На фото: в холле аэропорта установили бюст короля Даниила.

Новая война — новые вызовы

С началом полномасштабной вооруженной агрессии России все аэропорты в Украине прекратили свою работу. Однако через несколько месяцев после начала боевых действий начали обсуждать возможность открытия аэропорта «Львов» имени Даниила Галицкого для гражданских рейсов. Такие мысли высказывал и министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. 

Однако эксперты отметили, что этого делать не стоит. Ведь россия неоднократно атаковала западные регионы Украины. Летели также ракеты и в сторону львовского аэропорта. Даже если бы Россия подписала обязательство не стрелять по гражданским самолетам, это не является гарантией безопасности. Ведь страна-террорист не придерживается договоренностей. Представитель Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат отметил, если противник будет понимать, что в Украине есть аэродром, который функционирует, то страна-террорист будет видеть в нем потенциальную цель.

Нужно учитывать и то, что Украина перешла на стандарты безопасности Европы, по которым любые коммерческие пассажирские рейсы возможны только после завершения боевых действий.

В конце концов, в Украине нет самолетов. В основном авиакомпании брали суда за рубежом в лизинг. И еще до начала вооруженной агрессии России владельцы самолетов начали забирать их из Украины. Ни одна авиакомпания не захочет рисковать своими лайнерами во время открытых боевых действий. 

Однако Международный аэропорт «Львов» имени Даниила Галицкого не теряет надежды снова открыть свои воздушные ворота. В октябре 2023 года в город Льва приехала группа экспертов Управления транспортной безопасности США (TSA). Состоялась проверка состояния инфраструктуры терминала и аэродрома, также проверили состояние кибербезопасности аэродрома и уровень безопасности в аэропорту во время чрезвычайных ситуаций. 

На фото: эксперты TSA.

Зарубежные эксперты отметили, что инфраструктура аэропорта сохранена в хорошем состоянии и предоставили положительное заключение аэропорту имени Даниила Галицкого. Но об открытии воздушных ворот во Львове пока речь не идет.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.