Воскресенье, 16 июня, 2024

История световой рекламы Львова

Львов – один из первых украинских городов, где появилась и очень быстро получила популярность световая реклама, что связано с тесным контактом с другими городами Европы. Многочисленные предприятия, чтобы бороться за внимание клиентов, активно разрабатывали свой имидж, чему способствовали рекламные вывески. О развитии световой рекламы Львова с начала ХХ века и до Второй мировой войны, читайте дальше на lviv-future.

Кинотеатры – пионеры световой рекламы

Открытие во второй половине XIX века нефтяного месторождения в Бориславе дало толчок к развитию нефтеперерабатывающей отрасли, повлекшей за собой огромный технический прогресс. Стремительными темпами развивалось строительство, прокладывались трамвайные пути, использовалось керосиновое, а затем электрическое освещение, полностью изменившее визуальное оформление Львова в вечернее время. Начало ХХ века внесло тотальные изменения и в развитие рекламы.

В 1910-х годах на фасадах львовских домов начали появляться первые электрические световые рекламные объявления. По словам львоведа и историка Андрея Козицкого, первым такую рекламу во Львове применил кинотеатр «Байка» в 1912 году.

По примеру «Байки» использовали световую рекламу и другие львовские кинотеатры – «Геліос», «Фрашка» и другие. Надпись на кинотеатре «Фрашка» привлекала внимание с помощью электрического калейдоскопа, являвшегося тогда последним изобретением электротехники. Калейдоскоп показывал различные световые фигурки, которые менялись без ущерба для здоровья и не поражали глаза.

Однако такая новинка не всем нравилась: в 1913 году представители «высокого» искусства подали на калейдоскоп жалобу в магистрат, из-за чего его демонтировали. Они полагали, что он не должен заменять традиционные металлические вывески.

Именно владельцы кинотеатров применили достижения инновационного прогресса, чтобы бороться за внимание горожан. Жестяные вывески заменила электрическая реклама, буквально заполонившая пространство над кинотеатрами. К слову, до 1939 года во Львове функционировало ориентировочно 30 кинотеатров.

На первом плане – эстетика

Размеры рекламы в начале ее существования во Львове были самыми разными – от метровых букв до 20-сантиметровых надписей. Рекламу создавали выдающиеся архитекторы, инженеры и новаторы. Их едва ли не основной задачей было сделать эстетически привлекательную вывеску, которая не навредит архитектурным особенностям города.

К примеру, для уже упомянутого кинотеатра «Фрашка» спроектировал вывеску выдающийся львовский архитектор Альфред Захариевич. Для аптеки Эттингера рекламу в виде металлической фигуры ангела с витражной лампой в руках создал живописец, график Марьян Ольшевский.

Альфред Захариевич

К слову, самым товарным знакам в начале XX века, которые так активно рекламировали, присущи образы растений и животных, а также характерное сочетание технических и декоративных форм. Шрифты художники рассматривали как элемент графики, подчеркивая геометрическую простоту, в то же время не забывая о декорировании.

Перед Первой мировой войной реклама стала отдельной индустриальной отраслью. Особое внимание получил ликероводочный львовский бренд J. A. Baczewski, прославившийся и за пределами Галиции. Основал бренд с мировой славой бизнесмен еврейской национальности Лейба Бачелес. В 1782 году он открыл на улице Гнатюка собственную винокурню, которая и стала началом развития бизнеса.

Стеклянные лайтбоксы и проекторы

После Первой мировой войны эстетика отошла на второй план: маркетинговая составляющая завоевала первенство. В период между мировыми войнами надписи выкладывали лампами накаливания или электрическими лампами, иногда их раскрашивали разными цветами. Приблизительно тогда же появились предшественники лайтбоксов (рекламных щитов с внутренней подсветкой) – стеклянные вывески, изображения на которых подсвечивались изнутри.

В те время новинкой стали проекторы. Прикрепленные на фонарных столбах они передавали рекламное изображение на постройки, транспортные остановки, витрины и даже фонтаны.

Его величество неон

В середине 1930-х городские власти инициировали устранение устаревших громоздких световых вывесок. Заменили их аккуратными накладными неоновыми буквами. В городе выработали целую концепцию световой рекламы и требования к ее размеру, материалу и т.д. За соблюдением требований размещения и использования рекламы следил городской строительный департамент. Вместо рисованных на противне вывесок львовские улицы заполонили красивые пластические буквы.

Световая реклама Галицкой ощадной кассы на пл. Галицкая, фото до 1939 г.

Неоновые лампы тогда производил концерн Philips. Официальным представителем Philips во Львове было техбюро Левина на улице Гребенки, 9. Его конкурентами выступали проектно-инсталляционные фирмы Рауша, Аллеша.

Реклама в виде лампы Philips на пл. Марийской (Адама Мицкевича), фото до 1939 г.

К изготовлению самих вывесок привлекали опять же выдающихся архитекторов, таких как Фердинанда Касслера, Тадеуша Врубеля, Зигмунта Шпербера, Якуба Менкера и других. Однако лучшим специалистом неоновой рекламы считался Адам Марьян Мсцивуевский. Он выполнял самые сложные вывески, по-настоящему эффектные композиции, которые ему довольно легко удавались благодаря личной заинтересованностью эффектами театральной сцены.

Неоновая реклама придавала Львову европейский вид, город ничем не уступал мегаполисам Европы. Когда какой-то кинотеатр вешал у входа такую рекламу, все соседние магазины и другие заведения сразу же делали то же самое.

Световые тумбы и вертикальная реклама

В 1930-х распространение получили световые рекламные тумбы, более изящные, по сравнению с вывесками 1920-х, к тому же вмещали различные художественные детали: часы, небольшие скульптуры, фонари и т.д. На стеклянных стенках этих тумб часто показывались сменные картины с помощью проектора. Что интересно, иногда эти тумбы выступали и местом размещения рекламы, и указателями трамвайных или автобусных остановок.

Со временем вертикальная реклама начала вытеснять горизонтальную. Вертикальные вывески буквально заполонили городские магазины и рестораны. Огромные вертикальные световые установки можно было часто увидеть на крышах домов.

Световая реклама в отеле Bristol, фото до 1939 г.

За эстетикой рекламы продолжал внимательно следить строительный отдел магистрата. Требования по виду рекламы – это, прежде всего, заслуга начальника отдела Марьяна Гельм-Пирго. Все старые деревянные порталы у рекламы снимали прямо на глазах у горожан, заменяя их утонченными архитектурными деталями.

Хотя реклама набирала огромную популярность, устанавливали ее грамотно и со вкусом. Размеры и вид световых средств не вызывали возмущения ни у горожан, ни у художников или борцов за сохранение львовской архитектурной изощренности. Цельная концепция с обоснованными требованиями по месту установки, размеров и материала делала рекламу интересным дополнением, а не «засорительным» фактором. Однако помехой бурному подъему рекламной индустрии стала Вторая мировая война.

Стоит добавить, что кроме световой рекламы, в ХХ веке получали распространение объявления в СМИ, где немаловажную роль играл дизайн. Кроме того, продукцию рекламировали на специальных мероприятиях, таких как выставках, уличных карнавалах, ярмарках, исторических реконструкциях… Широко использовалась и печатная продукция – разного рода объявления, плакаты, открытки и т.д. Все вместе формировало общий имидж, который представлял стиль производителя, качество его товаров или услуг.

Фото: photo-lviv.in.ua

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.