Четверг, 25 апреля, 2024

Пожарный танк ГПМ-72

До войны, на военных складах Украины случалось немало пожаров, которые приводили к человеческим жертвам, уничтожению имущества и потере большого количества боеприпасов. Тушение пожаров на военных складах чрезвычайно сложная вещь, ведь пожарным приходится защищаться от взрывных волн, осколков, высокой температуры. Обычная пожарная техника в таких случаях бессильна. Именно это побудило львовских конструкторов разработать специальный пожарный танк, пишет lviv-future.com.ua.

 Появление пожарных танков в СССР

Считается, что пожарные танки в СССР берут свое начало с 1970-х гг. Пожары   имели место на разных военных складах Советского Союза. А таких объектов было очень много. В 1970-х гг. местные изобретатели из далекой Камчатки разработали пожарную машину на шасси советского тяжелого танка ИС. Идея понравилась министру обороны СССР Андрею Гречко, и тот поручил разработать специальную машину киевским конструкторам. К работе присоединились львовские специалисты и в 1978 г. на базе танка Т-54 появилась специальная пожарная машина ГПМ-54. Спустя год она пошла в серийное производство.

Машина была надежной, имела большую базу модернизации. ГПМ-54 несли службу по всей территории СССР, находясь на складах, арсеналах и даже космодромах. Модернизированный танк имел более 3,7 м высоты, оборудован пожарным насосом ПН-60Б и двумя баками вместимостью 9000 л (для воды) и 1100 л (пенообразователь). Танк имел ковш для расчистки завалов, мог стрелять водой на дистанцию ​​60 м и пеной на 30 м. Пожарные машины не стали панацеей против ЧП на складах. В 1982 г. на арсенале в Йошкар-Оле во время ликвидации пожара сгорели два пожарных танка с экипажами.

Пожарные танки Украины

ГПМ-54 оставался основным пожарным танком в Украине. Правда, машина имеет ряд недостатков – слабое бронирование (не защищает машину от больших обломков, завалов), низкая скорость при работе насоса, малый радиус гашения (до 20 м), отсутствие надлежащих систем для очистки воздуха. Так, во время тушения пожара под Лозовой (2008 г.), одна из машин вышла из строя, а четыре не могли работать из-за высокой температуры.

В Украине можно встретить и другую бронированную пожарную машину – “Импульс-2М”. Машина разработана на базе танка Т-62, оснащена 50-ствольной системой залпового огня, которая производит выстрелы специальными порошковыми капсулами. Последние при контакте с огнем гасят пламя. В отличие от ГМП-54, машина имеет крепкое бронирование. Украинские конструкторы модернизировали старую советскую машину ГМП-54, позволили работать насосу во время движения, однако военные нуждались в новых конструкциях. В 2020 г. на Львовском бронетанковом заводе было модернизировано 15 установок ГПМ-54.

Произведение львовских конструкторов

С начала своей работы Львовский бронетанковый завод специализировался на ремонте и модернизации различных бронированных машин Красной Армии (танки, БМП, БТР и другие). У предприятия не было тех мощностей, которые существовали в Харькове, поэтому оно не могло обеспечить полный цикл производства.

Львовские специалисты проводили работы по модернизации ГПМ-54, проводили работы по разработке пожарной машины на базе танка Т-55. Но потом выбор украинских конструкторов остановился на танке Т-72. Однако и здесь возникло несколько проблем. Несмотря на то, что на украинских складах осталось немало Т-72, ​​запчасти пришлось бы брать у России, что было невозможно. Поэтому инженерам предстояло создавать машину таким образом, чтобы избавиться от зависимости от России.

Инженеры установили на машину часть деталей иностранного производства – насос PN Ziegler-6000-2H, радиостанцию ​​MOTOROLA GM-360. Макет новой машины был представлен на выставках еще в 2014 г. Далее конструкторы усовершенствовали произведение, устраняли недостатки. Весной 2017 г. машина прошла заводские испытания, и в следующем году Министерство обороны Украины разрешило эксплуатацию танка в ВСУ.

 Особенности конструкции

В новой машине вместо танковой башни была установлена ​​пожарная надстройка. ГПМ-72 имеет бак для воды емкостью 10 тыс. л., емкость для пенообразователя (1000 л.) – одноступенчатую насосную станцию ​​(с автономным приводом на дизельном топливе). Экипаж танка составляет три человека – водитель, оператор и командир. При необходимости окна кабины можно закрыть бронированными щитками и наблюдать за местностью с помощью перископа. В отличие от ГПМ-54 экипаж новой машины защищен броней даже от высоких температур и больших осколков.

Пожарный Танк ГПМ-72

Резервуар воды новой машины имеет емкость 20 куб. м вместо 9 куб. м в ГПМ-54. У танка есть также бульдозерное оборудование, водомет с механизмом дистанционного управления, генератор пены, гидроэлеватор и выдвижная лестница.

Одной из главных особенностей конструкции машины является наличие шестиметровой выдвижной мачты, на которой установлен ствол. Танк может производить выстрелы жидкостью на расстояние до 70 м. На мачте установлена ​​также видеокамера. Танк способен  развивать скорость до 40 км/ч. Масса танка не превышает 41 тонну, а силовой агрегат имеет мощность в 780 лошадиных сил.

Пожарный танк ГПМ-72

Львовским конструкторам удалось освоить и ремонт Т-72, ​​избавившись от зависимости от России. В салоне есть специальные аппараты для вентиляции воздуха Машина может обливать водой свой корпус, если огонь охватит фактически танк. В машине встроен специальный отсек, который может вместить до шести человек. Такую конструкцию инженеры придумали, чтобы эвакуировать потенциальных пострадавших из зоны бедствия.

  Применение и перспективы

После заводских испытаний и многочисленных проверок настал черед и для практического применения. 26 сентября 2017 г. вспыхнул масштабный пожар на военных складах вблизи Калиновки (Винниччина). Пожар привел к детонации боеприпасов. Пришлось эвакуировать несколько десятков тысяч человек.

Для ликвидации последствий пожара были привлечены пожарные танки, включая машину ГПМ-72. Специальная техника позволила локализовать пожар, снизить масштабы причиненного ущерба. Специалисты отмечали, что новый танк позволял тушить очаги возгорания. Машина получила попадание, однако продолжила работать. Пожар был потушен. По результатам продолжительного расследования было установлено, что пожар вблизи Калиновки – диверсия.

Пожарный танк во время тушения пожара

Пожарный танк хорошо зарекомендовал себя при тушении пожара. Однако конструкторы изготовили только одну машину – ГПМ-72 пока не ушел в серийное производство. После 2017 г. львовские конструкторы продолжают работать в этом направлении. Конечно, с началом войны, перед украинскими разработчиками встали совсем другие задачи. Однако ввиду многочисленных ракетных обстрелов украинских военных объектов потребность в пожарных танках никуда не исчезла.

Украинские конструкторы утверждают, что рассматривают создание и других машин, в том числе беспилотных. Следует упомянуть об австрийском пожарном роботе LUF-60, который представляет собой пожарную пушку, которая может стрелять пенной и водяной смесью на большое расстояние, работать в железнодорожных тоннелях.

Стоит отметить, что, несмотря на все проблемы, Украина находится в лидерах в разработке пожарных танках. Не стоит смеяться над тем, что львовские конструкторы создали пожарную машину на базе советского танка. Свой вариант пожарного танка был создан и в Чехии, на базе советского Т-55.

Чешский пожарный танк 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.