Четверг, 25 апреля, 2024

Как во Львове лошади вагоны тянули: история первых городских трамваев

Наверное, никто не может представить наш город без трамваев. Такие привычные для нас вагоны, которые шумно возят пассажиров по улочкам старого Львова, когда-то выглядели совсем иными, и передвигались совсем не благодаря электроэнергии, пишет lviv-future.

На самом деле первыми трамваями во Львове были конные. Какими они были и как курсировали по городу, как наказывали первых «зайцев» — читайте в материале ниже.

Без общественного транспорта в большом городе нельзя, или как появилась идея запуска первых трамваев

Людный город, куда отовсюду приезжали гости, и игравший важную культурную и политическую роль, не мог бы полноценно функционировать. Итак, впервые о запуске трамвая во Львове заговорили в конце 1860-х годов.

Разговоры разговорами, а действовать нужно было решительно – в 1870 году в городской совет уже поступил первый разработанный проект конного трамвая во Львове, над которым работали две английские фирмы. Однако что-то в нем чиновникам не понравилось и отклонили.

Так прошло еще несколько лет «размышлений», и в 1878 году городские власти объявили конкурс на разработку трамвайных путей. Понимали, что Львов без общественного транспорта не сможет.

Знаковое событие – первый конный трамвай во Львове

Сработали довольно быстро, и уже в конце ноября 1879 состоялась первая пробная поездка конного трамвая. Для проверки запустили три вагона – разные виды транспорта: первый – летний открытый, второй – с одним салоном, и третий – пассажирский, разделенный на два класса. Знаковое событие подробно описали во Львовской газете, рассказав читателям, что испытания были успешными, за исключением того, что с запуском немного опоздали — коммунальщики не подготовились, как следует, и не успели убрать трамвайные пути от снега и льда.

Официально датой первого запуска трамвая во Львове называют 3 мая 1880-го года. Стоит отметить, что это было знаковое событие не только для нашего города, но и всей Украины, ведь первый конный трамвай заработал именно во Львове.

В выпуске газеты «Дело» сообщали, что 5 мая трамвай начал «правильный» (очевидно, «правильный» — это движение с оплатой проезда) движение с билетами от площади Таможенной до казарм Фердинанда. Рассказывали, что сначала все вагоны в разный период суток были битком наполнены пассажирами, хотя большинство садились из любопытства — еще бы, ведь для тогдашних горожан это была новинка.

Как работали конные трамваи во Львове

Первый конный трамвай передвигался со скоростью в шесть километров в час. Всего тогда во Львове действовало две линии – обе курсировали от главного железнодорожного вокзала (одна – к площади Таможенной через улицу Городоцкую, вторая – к Пидзамче). Как свидетельствуют данные из открытых источников, в среднем за год этот транспорт перевозил около двух миллионов пассажиров.

Также данные из городского архива свидетельствуют о том, что в 1889 году на балансе находилось 105 лошадей, 37 пассажирских и 3 грузовых вагона (их изготовляли в австрийском Граце). Первые львовские трамваи оформляли в темно-коричневый цвет, на вагонах красовались гордые надписи «Львовский трамвай» на польском языке.

Что касается первых трамвайных путей, то их производили из дерева (для этого выбирали дубовину) и покрывали жестью для устойчивости. В разные периоды года было разным количество лошадей, тащивших вагоны. Когда выпадал снег и передвижение усложнялось, вагоны тянули четыре лошади, в летний период было две-три лошади.

Первые трамваи – первые «зайцы»

Если вы думаете, что зайцы появились ближе к современности, когда по городу курсировали уже электрические трамваи, то знайте: зайцы появились практически тогда, когда запустили первые, конные, трамваи во Львове. Желающих прокатиться без оплаты проезда уже и тогда было немало.

Были случаи, когда местные правоохранители ловили таких хитрецов и наказывали их. Правда, тогда для этого не вводились штрафы, как это работает в современном городе. Зато действовали несколько иные способы возмещения – при поездке зайцами пассажиры рисковали провести целый день исправительных работ на городских соломорезках. Почему именно на соломорезках? Логическое наказание, ведь там заготавливали еду для лошадей, выполнявших роль тягачей для тогдашнего львовского общественного транспорта.

Завершение истории конного трамвая и запуск следующего трамвая

Недолго суждено было работать конному трамваю во Львове. Недостатков у него, конечно же, было немало, если брать элементарное — это эксплуатация животных, «пашные отходы» от лошадей, которые тащили трамвайные вагоны, большая громоздкость, особенно в тот период, когда запрягать нужно было трое-четверо животных. Однако нечего сказать – именно первый трамвай, конный, позволил городу развиваться дальше и стал таки историческим событием в жизни Львова.

«Пошатнулся» авторитет и популярность конного трамвая во Львове и потому, что в 1894 году в городе параллельно разработали электрический трамвай. Наш город стал вторым в Украине и четвертым в пределах Австро-Венгерской империи, где запустили этот вид общественного транспорта.

Полностью движение конного трамвая во Львове было остановлено в конце декабря 1908-го года. Судьбой животных распорядились быстро – лошадей распродали. Что касается первых трамвайных вагонов, которые не совсем подходили для запуска следующего вида трамвая, то их отдали на переработку в прицеп для электрических трамваев.

Интересный факт: параллельно с функционированием конного трамвая и запуском первого электрического, во Львове наработали проект парового трамвая. Об этом заговорили впервые в 1888 году, когда городской магистрат получил проект строительства парового трамвая. Такая идея получила широкую огласку во Львове, однако проект, разработанный Обществом Львовско-Белжской железной дороги, не нашел единомышленников среди тогдашних чиновников. Поднимали этот вопрос еще дважды через несколько лет, однако идея парового трамвая во Львове так и не была воплощена в жизнь.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.