Считается, что самокат был изобретен еще во второй половине XVIII в. Транспортное устройство имеет довольно простую конструкцию – рама, руль, колеса, дека. Чтобы передвигаться на обычном самокате, владельцу достаточно одной ногой стоять на деке, а другой отталкиваться от поверхности, приводя устройство в движение, пишет lviv-future.com.ua.
Простой и популярный
В СССР, когда не было различных игровых приставок, компьютеров и других технических изобретений, самокат, как и велосипед, пользовался большой популярностью среди детей. В 1973 г. на страницах журнала “Моделист-конструктор” вышла статья инженера Сергея Лундовского, где описывался самокат для взрослых. Устройство позволяло, от одного толчка ноги владельца перевозить его на дистанцию до 50 метров, с грузом до 30 кг.
В 1990-е гг. самокаты исчезли из поля зрения, но в последние годы приобрели огромную популярность среди населения. Однако это уже не простые самокаты, а электросамокаты, для которых не требуется отталкивания ногами. Современные самокаты выпускают двух- и трехколесные, мотор-колесные (мотор расположен в одном из колес) и цепные (крутящий момент передается через цепь).
Электросамокаты приобрели большую популярность в городе Льва по целому ряду причин. Многим надоедает стоять часами в пробках, находясь или в собственном авто или в общественном транспорте. Узкие улочки города не вызывают помех для водителей самокатов. Самокаты портативные, их легко переносить. Транспортные средства недешевы (цены стартуют от 10 тыс. гривен), однако их можно взять в аренду, поскольку во Львове действует несколько сетей аренды самокатов (сервисы Easy, Kiwi, Bolt). Лицу стоит только загрузить в смартфон специальное приложение, найти ближайший самокат и активировать его. Минута передвижения на самокате обходится в среднем в 2 гривны.
Наверняка каждый сталкивался с самокатом, который оставили в подъезд, возле магазина или просто в парке. Самокаты не загрязняют окружающую среду
Простые и опасные
Несмотря на то, что самокаты значительно проще в эксплуатации, чем велосипеды или мотоциклы, для управления этим транспортным средством не требуется прав, водители самокатов попадают в различные ДТП. Самокат может развивать скорость до 25 км/ч, а если водитель спускается сверху, то эта скорость намного больше. Поэтому водитель может сбить ребенка или взрослого человека, въехать в столб или здание, столкнуться с автомобилем. В Интернете можно найти немало печальных новостей, когда владельцы самокатов попадали в аварии.
В сентябре 2019 г. во Львове состоялась первая в городе документированное ДТП с участием электросамоката и автомобиля. На перекрестке ул.Дзиндры и Стрыйской, легкое транспортное средство столкнулось с автомобилем марки “Mеrcedes”. 36-летний водитель электросамоката попал в больницу. 14 мая 2021 г. 20-летний водитель самоката сбил 83-летнюю женщину. Инцидент произошел в центре города, на проспекте Шевченко. Женщину с травмами забрала скорая.
6 сентября на ул.Данилишина водитель самоката столкнулся с автомобилем “Lexus”. Дело рассматривалось в Галицком суде Львова. Судья Наталья Зубачик, рассматривая дело, пришла к выводу, что электросамокат подпадает под все характеристики транспортного средства, не имел права двигаться по тротуару, выезжать на проезжую часть. Водитель самоката был признан виновным в совершении ДТП. Ему назначили штраф в размере 850 гривен. Также человек должен заплатить 454 гривны судебного сбора.
В действующем законодательстве Украины нет четко прописанных правил для движения легких транспортных средств. Верховная Рада в первом чтении утвердила законопроект №3023, который должен регулировать передвижения легких транспортных средств, велосипедистов и пешеходов. Закон предлагает ввести новую категорию участников дорожно-транспортного движения – водителей легкого персонального электротранспорта (сигвеи, гироборды, электросамокаты, другие). Согласно законопроекту, водитель легкого транспортного средства должен позаботиться, чтобы его устройство было оборудован звуковыми сигналами и светоотражателями. Водителю запрещается управлять находясь в состоянии алкогольного опьянения, во время движения разговаривать по телефону. В то же время водители могут двигаться велосипедными дорожками, обочиной.
Хоть как-то урегулировать движение легких транспортных средств во Львове пытаются местные власти. 8 июля 2021 г. сессия городского совета определила правила использования на улицах Львова персональных электрических транспортных средств. Согласно правилам, управлять таким видом транспорта имеют права лица в возрасте от 14 лет. Моложе этого возраста лица могут кататься исключительно в сопровождении взрослых. Водители электросамокатов имеют право ездить велодорожками (со скоростью не более 20 км/ч) и пешеходными дорожками (со скоростью не более 5 км/ч). Правила запрещают движение автомобильными дорогами, перевозку пассажиров, управление в нетрезвом состоянии и прочее. В правилах указано и о парковке легких транспортных средств. Их запрещается оставлять на пешеходных переходах, пандусах, узких тротуарах, перед входом в здания и других местах. Большим вопросом остается то, кто будет контролировать выполнение этих норм. В большинстве стран электросамокаты приравнены к велосипедам. В Нидерландах, чтобы управлять электросамокатов, следует получить водительские права. В Париже за неправильно припаркованный самокат можно получить штраф в размере от 135 до 1500 евро. Каждый водитель электросамоката должен соблюдать правила дорожного движения, передвигаться по ровной поверхности, не превышать скорость, не пытаться выполнять сложные элементы маневрирования.