Среда, 22 сентября, 2021

Заброшенная железная дорога

Большинство жителей Лычаковского района помнят, как по железной дороге, которая проходит через Шевченковский Гай, мимо ликвидировано советское предприятие «Микроприбор» курсировали грузовые поезда, которые перевозили цистерны. Поблизости «Микроприбора» и на ул. Казацкой, где железная дорога пересекала автомобильные дороги, работали специальные светофоры. Очень не повезло жителям улиц Казацкая и Кошевая, чьи дома находятся рядом с колеей и во время движения поезда в домах буквально дрожали стекла. К тому же поезда могли курсировать и ночью. Сейчас движение по железной дороге остановлено и она «мертвая», пишет lviv-future.com.ua.

«Живая железная дорога»

Железнодорожное сообщение Персенковка — Подгайцы сооружали в течение 1905 — 1909 гг. Железнодорожная линия проходила через Лычаков Винники, Подберезцы, Николаев, Лагодов, Коросно, Перемышляны, Волков, Дунаев, Бережаны (названо не все населенные пункты). Далее она пересекалась с железной дорогой Борки — Ходоров и направлялась в Подгаец. В начале работы железной дороги, ее двигательный состав насчитывал 11 поездов (около 40 пассажирских и грузовых вагонов. По состоянию на 1913 г. железной дорогой перевезли более 435000 пассажиров и почти 112000 тонн грузов. Наряду с железной дорогой работал трамвай, конечная остановка которого находилась у здания станции Лычаков. 

До войны на линии курсировали специальные туристические пригородные поезда, которые следовали через Вознесение, Лычаков и Винники. В ходе Второй мировой войны железная дорога и станция в Винниках были уничтожены. 22 июля 1944 г. немецкие войска взорвали станцию ​​и пути вблизи Подгайцев. Транспортную ветвь также бомбила советская авиация. После войны помещение, где находился вокзал, было передано в жилой фонд. Трамвай начал курсировать к ул. Пасечной. К 1955 г. был демонтирован и путь, ведущей от Лычакова в Бережаны. Уцелело почти 8 км железной дороги на отрезке от Подзамче к Лычакову. В течение 1968 — 1975 гг. от Железнодорожного вокзала до Винникивского озера курсировал поезд. 

То что осталось от железнодорожного моста при въезде в Винники

Маршрут имел остановочные пункты, на которых были обустроены перроны — “Лычаков” (нынешняя станция Лычаков), «Чертова гора” (недалеко Энзиму), “Кривчицы” (нынешняя Богдановская). Из-за убыточности движение прекратили. Старожилы района вблизи станции Лычаков должны помнить, что на станцию ​​часто прибывали поезда, которые перевозили в цистернах вино. Цистерны стояли на запасном пути. Иногда вино переливали в автоцистерны, которые, очевидно, доставляли его на Львовский винзавод. Можно было увидеть забавные картины, когда местные жители или «из-под прилавка» покупали вино у работников железной дороги, или просто его воровали, сливая в различные сосуды. Для местных поезда с вином получили забавную название «бронепоезда». Участок, которая проходила в Винниковского леса длительное время использовалась предприятием «Энзим» для транспортировки патоки. В последние годы завод не использует ее.

Как «мертвую» железную дорогу снова сделать «живой»?

Еще в 1990-х гг. железную дорогу облюбовали дети, пенсионерки (которые пасли коз) и алкоголики, которые потребляли купленную в магазинах или подпольные винокурни водку. За железной дорогой ухаживали — скашивали траву, проводили замену шпал. Теперь железная дорога (особенно на участке от «Микроприбора» до Винникивского леса) выглядит как призрак — траву не косят, все заросло, много мусора, домик стрелочника почти полностью разрушен.

 Домик железнодорожника. Современный вид

Заброшенная железная дорога имеет мощный потенциал. Она проходит через ландшафтный парк «Вознесение» и Винниковский лесопарк, которые поражают своими пейзажами. Также железная дорога проходит мимо таких архитектурных памятников как Музей народной архитектуры «Шевченковский гай», Церкви Святoгo Ильи XIX в. и других. В 2009 г. сделали попытались запустить экспериментальный рельсовый автобус Сихов — Подзамче, однако набралось не более 20 пассажиров из более 90 мест. Нерентабельно. За полгода было заработано меньше 100000 гривен, а потрачено в 10 раз больше.

Лычаковская железная дорога. 2018/2019 гг.

 Есть планы как по возрождению железной дороги как туристической так и замыслы относительно полного демонтажа железнодорожного пути. По мнению части экспертов, на месте железной дороги можно проложить или трамвайные пути или вообще автомобильный путь, разгрузив таким образом Тракт Глинянский и Лычаковскую. Благодаря энтузиастам, среди которых и Ярослав Городчук и Александр Завадович, были организованы спецрейсы запущенной железной дороге, участниками которых были и иностранцы.

Поросшая травой железнодорожная колея

Важно, чтобы Львовская железная дорога нашла инвесторов, а проект стал рентабельным но не осложнил жизнь жителям, чьи здания примыкают к колеи. Чтобы маршрут стал привлекательным для жителей и гостей города, можно вложить в цену билета и экскурсию по Шевченковскому Гаю. В Европе много подобных маршрутов являются дотационными, чего без инвестора не сможет выдержать Львовская железная дорога.

Latest Posts