Большинство жителей Лычаковского района помнят, как по железной дороге, которая проходит через Шевченковский Гай, мимо ликвидировано советское предприятие «Микроприбор» курсировали грузовые поезда, которые перевозили цистерны. Поблизости «Микроприбора» и на ул. Казацкой, где железная дорога пересекала автомобильные дороги, работали специальные светофоры. Очень не повезло жителям улиц Казацкая и Кошевая, чьи дома находятся рядом с колеей и во время движения поезда в домах буквально дрожали стекла. К тому же поезда могли курсировать и ночью. Сейчас движение по железной дороге остановлено и она «мертвая», пишет lviv-future.com.ua.
«Живая железная дорога»
Железнодорожное сообщение Персенковка — Подгайцы сооружали в течение 1905 — 1909 гг. Железнодорожная линия проходила через Лычаков Винники, Подберезцы, Николаев, Лагодов, Коросно, Перемышляны, Волков, Дунаев, Бережаны (названо не все населенные пункты). Далее она пересекалась с железной дорогой Борки — Ходоров и направлялась в Подгаец. В начале работы железной дороги, ее двигательный состав насчитывал 11 поездов (около 40 пассажирских и грузовых вагонов. По состоянию на 1913 г. железной дорогой перевезли более 435000 пассажиров и почти 112000 тонн грузов. Наряду с железной дорогой работал трамвай, конечная остановка которого находилась у здания станции Лычаков.
До войны на линии курсировали специальные туристические пригородные поезда, которые следовали через Вознесение, Лычаков и Винники. В ходе Второй мировой войны железная дорога и станция в Винниках были уничтожены. 22 июля 1944 г. немецкие войска взорвали станцию и пути вблизи Подгайцев. Транспортную ветвь также бомбила советская авиация. После войны помещение, где находился вокзал, было передано в жилой фонд. Трамвай начал курсировать к ул. Пасечной. К 1955 г. был демонтирован и путь, ведущей от Лычакова в Бережаны. Уцелело почти 8 км железной дороги на отрезке от Подзамче к Лычакову. В течение 1968 — 1975 гг. от Железнодорожного вокзала до Винникивского озера курсировал поезд.
Маршрут имел остановочные пункты, на которых были обустроены перроны — “Лычаков” (нынешняя станция Лычаков), «Чертова гора” (недалеко Энзиму), “Кривчицы” (нынешняя Богдановская). Из-за убыточности движение прекратили. Старожилы района вблизи станции Лычаков должны помнить, что на станцию часто прибывали поезда, которые перевозили в цистернах вино. Цистерны стояли на запасном пути. Иногда вино переливали в автоцистерны, которые, очевидно, доставляли его на Львовский винзавод. Можно было увидеть забавные картины, когда местные жители или «из-под прилавка» покупали вино у работников железной дороги, или просто его воровали, сливая в различные сосуды. Для местных поезда с вином получили забавную название «бронепоезда». Участок, которая проходила в Винниковского леса длительное время использовалась предприятием «Энзим» для транспортировки патоки. В последние годы завод не использует ее.
Как «мертвую» железную дорогу снова сделать «живой»?
Еще в 1990-х гг. железную дорогу облюбовали дети, пенсионерки (которые пасли коз) и алкоголики, которые потребляли купленную в магазинах или подпольные винокурни водку. За железной дорогой ухаживали — скашивали траву, проводили замену шпал. Теперь железная дорога (особенно на участке от «Микроприбора» до Винникивского леса) выглядит как призрак — траву не косят, все заросло, много мусора, домик стрелочника почти полностью разрушен.
Заброшенная железная дорога имеет мощный потенциал. Она проходит через ландшафтный парк «Вознесение» и Винниковский лесопарк, которые поражают своими пейзажами. Также железная дорога проходит мимо таких архитектурных памятников как Музей народной архитектуры «Шевченковский гай», Церкви Святoгo Ильи XIX в. и других. В 2009 г. сделали попытались запустить экспериментальный рельсовый автобус Сихов — Подзамче, однако набралось не более 20 пассажиров из более 90 мест. Нерентабельно. За полгода было заработано меньше 100000 гривен, а потрачено в 10 раз больше.
Есть планы как по возрождению железной дороги как туристической так и замыслы относительно полного демонтажа железнодорожного пути. По мнению части экспертов, на месте железной дороги можно проложить или трамвайные пути или вообще автомобильный путь, разгрузив таким образом Тракт Глинянский и Лычаковскую. Благодаря энтузиастам, среди которых и Ярослав Городчук и Александр Завадович, были организованы спецрейсы запущенной железной дороге, участниками которых были и иностранцы.
Важно, чтобы Львовская железная дорога нашла инвесторов, а проект стал рентабельным но не осложнил жизнь жителям, чьи здания примыкают к колеи. Чтобы маршрут стал привлекательным для жителей и гостей города, можно вложить в цену билета и экскурсию по Шевченковскому Гаю. В Европе много подобных маршрутов являются дотационными, чего без инвестора не сможет выдержать Львовская железная дорога.