Архитектура Львова – богата и охватывает разные эпохи. К счастью, в современном городе еще сохранилось немало архитектурных творений прошлого, благодаря которым мы лучше можем узнать историю и культуру старого Львова, пишет сайт lviv-future.
В этом материале мы расскажем о самом первом львовском небоскребе – каменице Шпрехера.
Предыстория строительства небоскреба
Еще задолго до строительства первого городского небоскреба, семиэтажного дома в стиле неоренессанса на площади Мицкевича, на этом месте появилось двухэтажное здание. Она была возведена в 1829-м году.
Впоследствии каменица была в собственности местного портного Марцели Громадзинского, который в 1847 году возвел здесь четырехэтажное здание. Еще позже здание находилось в собственности двух графов – сначала у Каллиста Понинского, впоследствии – в собственности графа Любомирского.
Известно, что с 1880 года здесь на протяжении некоторого времени действовала первая дирекция Галицкой железной дороги, также здесь работала знаменитая «Академическая библиотека».
На рубеже веков в помещении дома начала работу кофейня «Монополь» — одно из самых любимых мест для тогдашних львовских художников, писателей и художников, которые здесь часто собирались. Интересно, что сюда в свое время даже наведывались Иван Франко, профессор Василий Щурат, археолог Богдан Януш и другие известные личности тех времен.
Каменица в собственности Шпрехера
Новый период в истории каменного дома на площади Мицкевича – это время, когда его решил приобрести для себя еврей Йона Шпрехер, владелец того времени крупнейшей строительной фирмы в Галичине. Шпрехер был довольно неординарной личностью – некоторые источники свидетельствуют о том, что он был еще той скрягой, ходил пешком, чтобы не тратить средства на трамвай, который уже тогда работал во Львове, ел простую «нищенскую» еду, одевался, как голодранец. Трудно сопоставить такие личностные черты и успехи Шпрехера в строительном деле, не правда ли?
Так вот, Шпрехер был еще тем хитрецом. Дело в том, что в 1910 году львовские власти издали указ, запрещавший строительство домов выше, чем четыре этажа. Шпрехеру удалось обойти этот запрет хитростью, правда, не без скандала – обходить властные запреты было опасной затеей, и все архитекторы города не поддерживали предложенный проект.
Из биографии Шпрехера известно, что он был неординарным человеком не только в плане собственных убеждений и в быту, но и в архитектурных делах. Его сооружения отличались от другой архитектуры Львова (дома на Городоцкой, Академической улицах, Марияцкий пассаж и т.д.).
Хитрость и скандалы вокруг купца
Так, в 1910 году Шпрехер выкупил здание, которое в то время находилось в аварийном состоянии. Еврейский купец обошел запрет городских властей и возвел над первым этажом, который не учитывался тогда к количеству этажей, якобы антресоли (на самом деле это был полноценный этаж), а над четвертым этажом выстроил большую мансарду.
В подчинении Шпрехера был еще один «хитрец», если так можно назвать архитектора, занимавшегося воплощением идей купца в реальность. Фердинанд Касслер был автором нескольких десятков архитектурных проектов, воплощенных в нашем городе, его работы можно увидеть в разных его уголках.
Так вот, именно Касслеру было поручено в 1911 году спроектировать и возвести на площади Мицкевича дом, который поражал монументальностью и стал поводом для громких скандалов во Львове. В 1912 году начались строительные работы, которые выполнял Касслер совместно с Юлиушем Цыбульским – еще одним львовским архитектором.
В 1913 году городской магистрат утвердил план оформления фасада здания — тогда же вспыхнули конфликты вокруг здания, которое «замахнулось» стать первым городским небоскребом (таких высоких частных домов к тому времени во Львове еще не было). Некоторым казалось, что спроектированные две большие башни будут слишком конкурировать с башней Латинского кафедрального собора.
1914-й год снова принес скандалы Шпрехеру – тогда уже «нарисовывался» пятый этаж многоэтажки, который никак не получалось «скрыть» от пристального глаза львовских архитекторов. На этот раз выразил негативное отношение, а Тадеуш Обминский – охранник львовских памятников старины. Вдобавок – еще и священники Латинского собора. Власть должна была реагировать на такие запросы общества, поэтому строительство временно запретили и заморозили на четыре года.
Последующая история и эксплуатация дома
Добиться возобновления строительства Шпрехеру удалось только в 1918 году. Для этого пришлось обратиться к магистрату, где состоялось бурное и громкое обсуждение этого вопроса. «Точку» в голосовании поставил архитектор Винцента Равский, который дал «добро» на возобновление строительства.
Да, хитрому купцу удалось продолжить реализацию проекта, однако при условии частичного изменения верхушки каменицы и с уменьшением на 2 м высоты здания.
После завершения строительства каменный дом начали эксплуатировать. Планировалось, что это будет полифункциональный дом – на первом должны были действовать магазины, над ними – жилые и офисные помещения.
История внесла свои коррективы — с началом 1922-го года в каменице действовали разные учреждения, из мощных это были конторы крупнейшего нефтяного концерна «Малопольша». Также здесь действовали библиотека, румынское и венгерское консульства, знаменитая аптека Стенселя.
В советский период на вершине первого львовского небоскреба возвышалась пятиконечная звезда с изображением Сталина. До середины двадцатого века здесь действовали кассы предварительных продаж железнодорожных билетов, которые впоследствии переехали на перекресток улиц Городоцкой и Шевченко. В 60-х годах каменный дом несколько перестроили, чтобы на первом этаже разместить “Дом книги”. Это был самый большой книжный магазин во всем Львове вплоть до 2011 года, пока в помещениях не заработали магазины одежды и техники. Их сдало в субаренду местное общество «Львівкнига», которое было арендатором помещений в годы независимой Украины.