Суббота, 15 июня, 2024

Первые троллейбусы Львова

Львов – город, где курсируют как трамваи, так и троллейбусы. Последние появились на улицах Львова в далеких 1950-х годах, пишет lviv-future.com.ua.

В мире и Украине

Исследователи сходятся во мнении, что основателем троллейбуса является известный немецкий ученый-инженер Вернер фон Симменс. Последний создал электротележку с электроприводом. Тележка получала электрическое питание от двухпроводной контактной сети. Идеи Вернера были представлены членам Королевского научного общества в Лондоне его братом Уильямом. Эксперементальная троллейбусная линия была построена компанией Сименса в пригороде Берлина в 1882 г. Тележка могла развивать скорость до 12 км\ч. К усовершенствованию нового транспортного средства присоединились другие инженеры и изобретатели – бельгийский инженер Шарль Ван Депуле, американский изобретатель Фрэнк Спрейг. Часть исследователей считают изобретателем троллейбуса отнюдь не Сименса, а его германского коллегу Макса Шиманна. В период до Первой мировой войны, Шиманн и его компания спроектировали 10 троллейбусных линий в городах Германии, линию в Австро-Венгрии и Норвегии. Компания Шиманна создала несколько моделей пассажирских и грузовых троллейбусов. В 1904 г. в окрестностях Гревенбрюка была построена троллейбусная линия протяженностью более 8 км. В 1920-х гг. троллейбусные линии начали активно строить в городах Великобритании, Италии, Швейцарии. В Австро-Венгрии первая троллейбусная линия берет начало с 1908 г. (в Вене). В 1900-х гг. инженер Йозеф Томицкий предлагал пустить троллейбус на Высокий Замок. Также Томицкий пропустил построить еще одну троллейбусную линию от трамвайного депо на Вульке по ул. Кадетской (ныне Героев Майдана) и ул. Стрыйской в ​​верхнюю часть парка Килинского (ныне – Стрыйский парк) и Стрыйской рогачки. Однако городской магистрат отверг предложения инженера. Во Второй Речи Посполитой первая троллейбусная система была открыта в феврале 1930 г., в Познани.

 Война помешала открытию троллейбуса в Киеве, в канун Первой мировой войны. Троллейбус заработал уже в столице УССР 5 ноября 1935 г. После Киева, троллейбус в 1939 г. появился еще в одном украинском городе – Черновцах, входивших в состав Румынии. В этом же году троллейбусные маршруты заработали также в Донецке и Харькове.

“Рогатый” на улицах Львова

В 1947 г. советские городские власти решили демонтировать трамвайные пути с центрального проспекта Ленина (пр.Свободы). Специалисты харьковской проектной конторы рассматривали два варианта троллейбусной линии для Львова – от площади Адама Мицкевича до военного аэродрома на Скнилове и из центра до Львовского автозавода (пр. Шевченко и ул.Стрыйская). Однако подготовка к строительству троллейбусной линии во Львове началась только в 1951 г. Рабочие разобрали трамвайный путь на центральном проспекте, построили новую трамвайную линию по ул. Подвальной и И.Гонты. 3 мая 1952 г. правительство УССР приняло решение о строительстве троллейбусной линии во Львове. Согласно этому решению, в городе должны были проложить линию протяженностью более 10,5 км и стоимостью более 7 млн. рублей. Городские власти начали набор водителей троллейбусов, которые имели три и более лет стажа. Сначала водителей троллейбусов отправляли на учебу в Киев, а затем открыли школу водителей во Львове. В 1952 г. в городе строили троллейбусные линии. Троллейбусы моделей МТБ-82Д заказывали на заводе им. Урицкого (Саратовская область). Медный провод должен был поставлять предприятие из Узбекистана. Арматуру контактной сети производили во Львове, а спецчасти – Киевский завод электротранспорта имени Ф.Дзержинского. До 5 октября мастера завершили обустройство контактной сети во Львове. 9 ноября началась обкатка троллейбусов по улицам города. 27 ноября 1952 г. во Львове начало работу регулярное троллейбусное движение. 

Первый троллейбус вывел на линию водитель Иван Троян. Наряду с Трояном работали Н.Мистюк, Б.Пурский, А.Дубенкова. За первый день работы троллейбуса перевезли более 60 тысяч человек. Троллейбус курсировал от пл.Мицкевича до Главного Вокзала. Таким образом, Львов стал 8-м украинским городом, в котором заработали троллейбусы. После Второй мировой войны троллейбусы появились и в таких городах как Одесса, Днепр, Запорожье. На средний и капитальный ремонт троллейбусы направляли в Киев и Москву. За весь 1952 г. троллейбусы перевесили около 400 тыс. пассажиров. В 1953 г. начал работу троллейбусный маршрут №2, курсировавший от площади Мицкевича до Богдановки (впоследствии маршрут продлили до железнодорожной станции Скнилов). В 1960 г. в городе уже действовало семь троллейбусных маршрутов, на которых работало 60 единиц техники.

Один из первых троллейбусов МТБ-82Д на площади Мицкевича  во время обкатки первой троллейбусной линии. 1952 р.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.