Вторник, 19 марта, 2024

Вилла на “Кресте”. Ее необычные жители и несметные сокровища

На углу улиц Котляревского-Чупринки-Киевской возвышается шпилем необычный дом. Это вилла Дзивинского, что через особенности своего расположения носит назву “Вилла на “Кресте”. За свою более чем 120-летнюю историю она стала одной из наиболее загадочных частных усальб в истории Львова, пишет lviv-future.com.ua.

История: от первого камня до военных лет

Начало истории строительства этой виллы берет в 1899 году. По заказу ректора Львовской Политехники Плациды Зислава Дзевинского, известные архитекторы Иван Левинский и Юлиан Захаревич спроектировали необычный дом в стиле живописного историзма, так называемого питторэску. Строительство длилось только год, и в 1900 Кастеливка (так издавна называется этот район) пополнилась новой усадьбой на перекрестке улиц.

Первые владельцы прожили тут недолго, около десятка лет. Уже после первой мировой войны вилла переходит во владение богатого львовского купца Шулима Валлаха.

Чрезвычайно трагично сложилась судьба третьего хозяина этого дома — пианиста Леопольда Мюнцера, который прожил здесь с 1928 до первой половины 1930-х годов. Он имел еврейские корни и поэтому, с приходом немцев был заключен в Янивский лагер смерти, где и погиб. Талантливый Мюнцер играл в печально известном лагерном оркестре, музыканты которого так и не дожили до окончания войны. 

Колесо репрессий, но уже советских, не миновало и следующего владельца виллы Владимира Кузьмовича — украинского деятеля, журналиста, посла ІІ Сейма Речи Посполитой. Вместе с семьей он прожил здесь до 1939 года.

Мошенник или коллекционер?  Самый одиозный житель виллы

Николай Островерхов появился во Львове в 1944 году после отхода немцев. Сразу же поселился на вилле Дзивинского. Википедия дает очень скупую информацию про него: родился в Белой Церкви в семье военного советской армии, учился в Ленинградском институте сценического искусства, где так и не закончил учебу, во Львове занимался декорациями во Львовской Опере.

Но основной деятельностью Островерхова стало накопление коллекции древних произведений искусства. Свой дом на “Кресте” он буквально забил старинной мебелью, картинами, драгоценным фарфором, редкостными книгами…

По воспоминаниям современников, Островерхов применял незаконные методы сбора экспонатов, часто прибегал к шантажу, запугиванию и, даже, к грабежу. Говорят, он часто переодевался сантехником и проникал в дома с целью выведать статки их хозяев. Позже засылал туда агентов КГБ, которые сообщали хозяевам про их скорую высылку на Сибирь. Обманутые люди за бесценок продавали семейные реликвии и ценности купцам, подосланным Островерховым, и в страхе ждали вывоза, который никогда так и не настал. Много экспонатов для коллекции были украдены из заброшенных и действующих храмов, кладбищ, музеев, библиотек, квартир.

Коллекция Островерхова была настолько большой, что после его смерти понадобилось 11 автомобилей, чтобы вывезти все во Львовскую Картинную галерею. Список описанных только самых ценных вещей занял 121 страницу машинописного текста.

Про Николая Островерхова ходили самые необычные слухи. Часто намекали на его нетрадиционную сексуальную ориентацию, вспоминая его частых гостей — молоденьких симпатичных парней. Речь шла даже о том, что в доме был найден мертвым один из них. Сам хозяин запомнился львовянам своей балетной ходой и темными очками, под которыми всегда прятал подрисованные косметикой глаза. Скорее всего, этот мнимый коллекционер сотрудничал с КГБ ведь, несмотря на все, никогда не привлекался к ответственности.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.