Понедельник, 27 мая, 2024

История львовской фотографии

Фотография – не просто предмет для домашнего использования, но и документ, позволяющий охарактеризовать целую эпоху. Сохранившиеся изображения являются бесценным источником информации для будущих поколений.

Массовая фотография во Львове появилась в 1861 году. До этого времени визуальное изображение города создавали с помощью литографии (позволяла создавать большое количество изображений методом переноса на бумагу под давлением рисунка из плоской каменной или металлической формы). Литографии не менее точно, чем фотографии, воспроизводят вид Львова в первой половине XIX века. Самый известный львовский литограф – Карл Ауэр.

Впоследствии начала развиваться дагеротипия, а потом уже зарождалась художественная фотография как новая форма визуального искусства. Подробнее о развитии фотографии во Львове далее на lviv-future.

Дагеротип – предшественник полноценной фотографии

Первую фотографию в мире сделал французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс. Он использовал соль серебра, чернеющего при дневном свете. После высвобождения соли из камеры полученный снимок сразу чернел, поэтому Ньепс затем использовал медную или известняковую пластинку, предварительно покрыв ее асфальтом.

Первое изображение он получил в 1822 году, однако оно не сохранилось, поэтому годом изобретения им фотографии считают 1826-й – тогда Ньепс зафиксировал вид из окна камерой-обскурой на оцинкованной пластинке, покрытой асфальтом. Свою технику получения фото Жозеф назвал гелиографией.

Изобретение Жозефа усовершенствовал другой француз – Луи Дагер. Он положил начало более практичному способу получения фотографии – дагеротипии. Луи использовал химические вещества, неизвестные Ньепсу. Сначала он полировал посеребренную медную пластинку, перед съемочным процессом обрабатывал ее паром йода, тогда образовывался тоненький слой светочувствительного йодистого серебра. Под действием света возникало изображение, которое можно было проявить испарениями ртути. Фиксировал изображение Дагер раствором тиосульфата натрия. Официальной датой изобретения дагеротипии и фотографии в целом считается 7 января 1839 года.

Луи Дагер

Оригинальная камера Дагера, сделанная Альфонсом Жиру

В 1839 году дагеротипия добралась и до Львова. Первый дагеротип, на котором находились городские пейзажи, здесь исполнил львовский профессор Иоганн Глойснер. Свои работы Глойснер выставлял в книжном магазине на площади Рынок, 2. В 1843 году бывший офицер Ипполит Август Холоневский открыл первое во Львове ателье дагеротипов. Технологию этого процесса он хорошо освоил в Швейцарии, где был адъютантом генерала Замойского. Ателье размещалось на улице Гнатюка, 6.

Книжный магазин К. Вильда, где были выставлены первые дагеротипы Львова, фото 1861 г.

С того времени во Львове появлялись все новые и новые ателье дагеротипов. К примеру, его открыл в 1844-м владелец аптеки «Під левом», автор рисунков Юзеф Добровольский. Еще один мастер рисунка и химик Йозеф Польман открыл ателье в 1843 году по улице Дорошенко. Он не только создавал портреты всем желающим, но и учил дагеротипии. Польман также был первым в городе, кто делал изображения цветными и использовал ретушь.

Существовали и передвижные дагеротипные ателье. Они приезжали во Львов во время праздничных событий и ярмарок. Размещались обычно в отелях. Например, таким «странствующим» дагеротипистом был Игнац Шталь, путешествовавший между Львовом и Краковом.

В 1850-х дагеротипы вытеснили портретную миниатюру, силуэты, создали огромную конкуренцию графике. В то же время дагеротипия была дорогим удовольствием, что уменьшало круг клиентов, а самих дагеротипистов заставляло искать дополнительную работу.

Вклад львовян в фотопроцесс

Недостатками дагеротипии были: слабая чувствительность дагероскопических пластин, драгоценность, сложность техники и одноразовость таких изображений. Последний недостаток пытался исправить львовский профессор анатомии Йозеф Беррес, чех по происхождению. В апреле 1840 года он написал в газете Wiener Zeitung, что провел эксперимент: после получения фотографии протравил лицевую часть, чтобы получить углубленный рельеф, в который затем втирал краску. С помощью оттиска на офортном станке эти фотографии переносились на бумагу. С тех пор они уже не были одноразовыми и невоспроизводимыми.

Йозеф Беррес

Печать нуждалась в высоком мастерстве, поэтому Беррес сотрудничал с чешским графиком Йозефом Аксманом. Отпечатки того времени, созданные Берресом и Аксманом, сохранили в Моравской галерее в чешском городе Брно. Так что пионером неодноразовой львовской фотографии считают именно Берреса.

В 1851 году изображения получили благодаря мокрому колодиевому процессу. Этот фотографический процесс использовал колодий, нанесенный на стеклянную подложку в качестве соединительной среды для светочувствительных кристаллов соединений серебра. Колодий – легковоспламеняющийся раствор пироксилина («нитроцеллюлозы») в эфире и спирте.

Эта фототехнология отличалась идеальной четкостью и выразительностью оттенков. Время экспонирования достигало всего 3 секунд. Технология, к тому же дешевая, вывела фотографию на новый уровень и полностью вытеснила дагеротипию.

Однако немногие знают, что процесс разрабатывали не только английские, французские и швейцарские ученые, но и львовские. В частности, присоединился химик Август Фрейнд. Сам он австриец, но учился и работал во Львове. В частности, был во Львовской политехнике профессором и заведующим кафедрой общей и аналитической химии. Фрейнд исследовал разновидности коллоидной фотоэмульсии и использовал свои знания при создании фотографии.

Площадь Галицкая, фото конца XIX в.

Массовая цветная фотография

Первую перманентную цветную фотографию в мире создал англичанин Джеймс Максвелл в 1861 году. Это удалось благодаря созданию трех одинаковых снимков одного предмета с красным, зеленым и синим фильтрами. Затем эти изображения Максвелл вывел на экран проекторами через те же фильтры.

Изобретение Максвелла усовершенствовали в разные годы французы Луи Хайрон, Луи Дюко дю Орон, братья Люмьер и россиянин Сергей Прокудин-Горский. Однако широкое применение цветная фотография приобрела в 1930-х, когда американская компания Eastman Kodak выпустила первую оборотную цветную пленку (т.е. получалось положительное изображение, как на дагеротипе).

Одним из величайших львовских фотографов конца ХІХ – начала ХХ века был Давид Мазур. Вместе с Каролем Рошкевичем он открыл в 1882 году фотографический павильон на площади Мицкевича, 3. Давид выполнял снимки при свете магнезиевой лампы, которую сам изобрел. Фотографировал Мазур благородные и мещанские семьи и получал хорошие прибыли.

Впоследствии его ателье перенесли на площадь Галицкую, 12а. В 1913 году Давида избрали председателем «Гремиума фотографов» – это была первая во Львове организация профессиональных фотографов.

Львовяне на ул. Тершаковцев, фото нач. XX в.

Союзы фотографов и первый фотожурнал

О популярности фотографии во Львове говорит множество здесь основанных фотографических организаций. Первая украинская фотографическая организация «Клуб аматорів мистецтва фотографії» возникла во Львове 27 марта 1891 года. Синициировал ее создание львовский скульптор-портретист Тадеуш Баранч. В 1903 году она была реорганизована во «Львівське товариство фотографічне».

В мае 1903 года организация провела первую во Львове публичную творческую фотовыставку, которую посетило более 9 тысяч человек. С тех пор выставки художественной фотографии проводились каждый год, за исключением военных периодов.

Интересно, что до Первой мировой войны во дворце Жевуских-Лянцкоронских, что возле пгт Раздел Львовской области, размещался один из крупнейших в мире фотографических сборников, а именно там было 120 тысяч фотографий и дагеротипов.

В 1895 году во Львове начали издавать первый в городе фотожурнал, а уже до Второй мировой войны здесь выходило 8 таких журналов под разными названиями. Один из них – «Світло і тінь», издаваемое Украинским фотографическим обществом (УФОТО, UFT, УФТ).

Украинское фотографическое общество, 1935 г. 

Это общество начало функционировать во Львове в марте 1930 года, к нему принадлежали молодые западноукраинские фотолюбители, преимущественно студенты. Официально Общество было создано 9 ноября 1930 года. Свою деятельность оно начало с организации выставки любительской фотографии и сбора украинской фотографической терминологии. Целью общества было распространять фотографическое искусство среди украинского населения. Действовало до начала Второй мировой войны, а в ноябре 2021 года возобновило свою деятельность.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.