Среда, 1 мая, 2024

Первые львовские ипподромы

Львовский конный спорт имеет богатую историю. В 1802 году открыли Школу верховой езды, а уже в 1843-м появился первый ипподром. Тогда и начали проводить первые конные скачки. Подробнее об этом и других львовских ипподромах далее на lviv-future.com.ua.

Ипподром на Яновских Блонях

Первый ипподром, отмеченный на планах Львова, размещался на Яновских Блонях. Так называли местность между улицами Левандовской и Эстонской. Синициировало создание ипподрома Общество поддержки выращивания лошадей и конных скачек, возглавляемое князем Владиславом Сангушко. На плане города эта территория обозначена как «Rennbahn», которая переводится с немецкого как «ипподром».

План Львова в 1844 году. Стрелка указывает на ипподром

Гостей на скачки везли великопанскими повозками и обычными поездами. Историк Иван Крипякевич писал, что конные скачки на Яновских Блонях проходили с 1843 до 1890-х годов. Правда, в 1848-м скачки прервала «Весна народов», когда Львов присоединился к восставшим европейским городам, боровшимся за свою свободу и независимость. Возобновили скачки только в 1857-м, когда Львов стал столицей Королевства Галиции и Лодомерии. После 1890-х эта территория резвилась, а уже в 1914 году австрийцы построили здесь первый во Львове военный аэродром.

Ипподром за Стрыйской рогачкой

В 1889 году за Стрыйской рогачкой (перекрестком путей) между улицами Стрыйской и Козельницкого каждое лето Общество поддержки выращивания лошадей организовывало конные скачки. Место для скачек отграничивалось конными барьерами. Для зрителей обустроили изысканные ложи-трибуны, поэтому ипподром не оставался без внимания мещан.

Трибуны ипподрома. Фото 1904 г.

Ипподром в последний раз обозначили на плане города в 1922 году, однако конные скачки прекратилась еще раньше. В 1921 году территория была передана Львовскому спортивному обществу «Черные», которое затем построило на этой местности различные спортивные сооружения. В советское время эти постройки перешли в собственность общества «Динамо», а затем там разместили здания налоговой администрации, НАН Украины и Украинского католического университета.

Ипподром на Персенковке и Хуторовке

В 1924 году львовянин Адам Круликевич стал первым олимпийским медалистом в индивидуальных выступлениях среди граждан Польши и уроженцев Львова. Это стало толчком для построения нового ипподрома, поэтому в 1928 году открыли третье место для конных забегов в пределах улиц Персенковка и Хуторовка. Новый ипподром был не меньше своего предшественника: беговая дорожка имела длину 1600 м и ширину 24 м. На дорожке установили пять препятствий, для зрителей построили трибуны. В конюшнях помещалось сто лошадей. С трех сторон ипподром окружал лес.

В советское время ипподром частично реорганизовали, в частности, обустроили две дорожки: травяную длиной 1620 м и шириной 18 м; песчаную длиной 1780 м и шириной 4 м. Для 280 лошадей построили 16 конюшен. Скачки проходили каждое воскресенье, начиная со двух часов дня. Также там работал ресторан и тотализатор (ставки на результат скачек). К ипподрому гостей возил 4-й троллейбус и 10-й трамвай.

Зрительская трибуна ипподрома. Фото 19501960 гг.

Вторая мировая война нанесла удар по Галиции и конному спорту в частности. Ипподром просуществовал 40 лет. В 1968 году он прекратил свою работу из-за того, что четырьмя годами ранее Совет министров УССР передал этот земельный участок Львовскому автобусному заводу.

Ипподром на Стрыйской

В 1977 году был открыт Львовский ипподром в конце улицы Стрыйской. Тогда там разместили конюшни на 400 голов; ветеринарные объекты и т.д. Спустя время здесь создали еще и общежитие на 232 места и автопаркинг.

Ипподром функционировал как филиал московского ипподрома. На нем сделали травяную «зеленую дорожку» и первую в Украине систему фотофиниша, позволяющую фиксировать результаты скачек с точностью до одной тысячной секунды.

С каждым годом новые рекорды скорости, отличная организация и удобная дорожка придавали ипподрому огромную популярность. Кроме травяной, сделали также песчаную, всепогодную и грунтовую дорожки, которые позволили проводить испытания при любых погодных условиях.

Львовский ипподром – первый в Украине, который был построен для испытания лошадей верховых пород. Сюда стали привозить лошадей, многие из которых были чистокровными представителями британских пород. Животных испытывали на длинных и коротких дистанциях. Важнейшая дистанция имела протяженность 2400 м и называлась дерби. Другие дистанции составляли 1800, 2000 и 2200 м. Иногда скачки происходили даже на 2800 метров, на ней побеждали только выносливые лошади.

В 1985 году здесь провели Всесоюзные соревнования конников на лошадях тяжелоупряжных пород. В соревнованиях приняли участие 7 команд из 64 участников. Благодаря этому в 1987 году ипподром попал в пятерку лучших в стране, согласно данным Госагропрома СССР. В советское время здесь активно работал тотализатор. Тогда он был единственной разрешенной азартной игрой, поэтому люди не жалели денег на ставки.

В 1990-х годах состояние ипподрома значительно ухудшилось из-за нехватки государственных средств на его содержание. Однако после визита Папы Римского Иоанна Павла II в 2001 году дела пошли к лучшему. Папа провел здесь самую большую по количеству людей литургию за всю историю Украины – пришло полтора миллиона человек. Уже в 2003 году ипподром возобновил работу.

24 октября 2007 года Виктор Ющенко подписал указ, фактически поручивший Кабмину передать в коммунальную собственность Львова ипподром, в связи с подготовкой к Евро-2012. 6 ноября 2007 года 50 работников Львовского ипподрома у стен ЛГС устроили акцию-протест против передачи ипподрома в коммунальную собственность, поскольку опасались, что это приведет к хищению ипподрома и полному его забросу «под шумок подготовки к Евро-2012».

В конце концов, ипподром остался под контролем трудового коллектива ипподрома, который самостоятельно занялся его усовершенствованием к Евро-2012. Фонд госимущества передал коллективу целостный имущественный комплекс ипподрома в аренду на 25 лет. В ответ на это местные власти запретили делать ставки на спортивные события, их приравняли к игровым автоматам. Поэтому конный спорт потерял свою зрелищность, а коллектив ипподрома – возможность зарабатывать деньги.

Свое возмущение передачей в аренду ипподрома работникам выразил мэр Львова Андрей Садовой. В частности, он сказал, что не верит, что частные лица самостоятельно вложат 20-30 млн долларов в этот ипподром, чтобы должным образом подготовить его к чемпионату.

В 2008 году на ипподроме начали проводить ежегодные всеукраинские конноспортивные соревнования. В 2014-м 50 всадников сразились здесь за Кубок областной федерации конного спорта. Поскольку соревнования собрали много участников и понравились зрителям, их решили сделать традиционными.

После полномасштабного вторжения россии в Украину некоторых лошадей из опасных областей эвакуировали во Львовский ипподром. Он стал приютом для животных, где они смогли бесплатно жить и восстанавливаться.

Кстати, конные скачки во Львове проводилась не только на ипподромах. Альтернативным местом для скачек был давний велотрек Львовского общества велосипедистов, построенный в 1906 году, а также спорткомплекс СКА. Все это лишь доказывает, что конный спорт для львовян всегда вызывал любопытство, особенно в то время, когда лошадь была роскошью и средством передвижения одновременно.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.