Воскресенье, 5 мая, 2024

Как зарождалась авиация во Львове

В 1914 году австрийские власти решили построить первый во Львове аэродром, чтобы в случае войны с россией, сюда прилетали авиационные роты с австрийских Вены и Граца. Его разместили на территории Левандовки – между железнодорожным вокзалом и вокзалом станции «Клепаров». Эту местность когда-то называли Яновские блони, пишет lviv-future.com.ua.

База российских самолетов

Из-за задержек эти роты так и не прилетели, однако когда россия оккупировала Галицию, на аэродроме «Левандовка» начали базироваться российские авиаторы. Австрийцы спешно отступали с галицких земель в 1914 году, поэтому забыли на аэродроме более 2,5 тонны бензина, которым россияне потом долгое время заправляли свои аэропланы. В сентябре 1914-го австрийский самолет пытался разведать заброшенный аэродром, однако российский пилот отогнал разведчика.

Весной 1915 года огромные российские бомбардировщики типа «Илья Муромец» прибыли во Львов. Их сконструировал киевский инженер Игорь Сикорский. Гигантские самолеты совершили боевые вылеты против австрийских войск.

«Илья Муромец»

Возвращение под контроль австрийцев

В июне 1915 года аэродром снова оказался под контролем Австро-Венгрии. Австрийские власти устроили на нем выставку трофейных российских аэропланов.

Остатки русского ангара на левандовском аэродроме, 1915 г.

Тогда летное поле протянулось от главного вокзала до станции «Клепаров». У вокзала разместился 4-й литунский парк, в котором ремонтировали авиадвигатели и фюзеляжи (корпуса летательных аппаратов). Также в парке разместились разные склады запчастей, покрасочный цех, ангар для самолетов, оружейная мастерская и гараж. На случай пожара был предусмотрен пожарный насос с приводом от электротурбины.

Телефонная станция, канцелярия и столовая были размещены в отдельных зданиях. Также были бараки для охранников. Авиабомбы и оружие хранили дальше от всех помещений. В общей сложности для самолетов предусматривались три больших ангара и еще несколько малых. Размер самого летного поля – 760 на 700 метров.

Грузоподъемность тогдашних самолетов составляла всего 130 килограммов, поэтому их задачей, кроме военных целей, была доставка почты. 20 марта 1918 года из Вены в Киев впервые вылетел самолет, одна из промежуточных посадок которого была именно во Львове, где пилот приземлялся на ночлег.

Почту доставляли в течение суток, ведь ночью самолеты не летали, потому что еще не было развитой навигации, пилот ориентировался на наземные объекты. Через некоторое время на крышах высоких зданий и вокзалов начали писать названия населенных пунктов, их подсвечивали прожекторы, которые было видно за 100 километров.

Австрийский разведывательный самолет Lloyd C.II, 1918 г.

Использование аэродрома поляками и первые гражданские полеты

Во время польско-украинской войны в 1918–19 годах аэродром контролировала польская армия. Польские пилоты отремонтировали некоторые австрийские самолеты и затем использовали их в битвах против Украинской галицкой армии. Через некоторое время аэродром стало базой для 6-й и 7-й эскадрильи Третьей авиационной группы авиации поляков.

В межвоенный период аэродром все еще действовал только для военных целей, однако в 20-х годах гражданским пилотам разрешили пользоваться необходимыми для них ангарами, телеграфом, мастерскими, медицинской амбулаторией и т.д.

Первый гражданский самолет в мире – Junkers F.13 – сел на львовском аэродроме 2 августа 1922 года с четырьмя пассажирами на борту. Он курсировал из Варшавы во Львов. Полет длился 2,5 часа. В 10 часов утра пассажиров торжественно поздравили представители власти, работниеи почты, железнодорожники, армейцы и ректор Львовской политехники.

Junkers F.13 и пассажиры первого рейса, 1922 г.

Регулярные гражданские полеты по рейсу Данциг – Варшава – Львов начались 5 сентября 1922 года. Это был первый гражданский авиамаршрут в Галиции. Два самолета Junkers F.13 выполняли полеты, а третий всегда стоял в резерве на случай разных непредсказуемых ситуаций. Через некоторое время было приобретено еще три самолета такого типа.

Новый аэродром на Скнилове

В 1923 году начали переносить оборудование и всю авиационную инфраструктуру из Левандовки на поля Скнилова, поскольку левандовский аэродром не подлежал расширению из-за застройки соседних территорий. Не хватало места для размещения как военных, так и гражданских авиаторов. Аэродром также не мог быть расширен через непригодную для посадки и взлета самолетов почву.

В 1925 году военные, а затем и гражданские начали строить новый аэродром и аэропорт на Скнилове. Его строительство было завершено в 1936 году. После того, как польские авиалинии были реорганизованы, львовским отделом «Лет» руководил военный летчик Евгениуш Роланд. В январе 1929 года «Лет» курсировал по пяти маршрутам. Рейсы осуществляли самолеты голландской конструкции «Фоккер Ф-VIIa/1м», а через 6 лет их усовершенствовали, с тех пор 360-километровый маршрут Львов–Варшава преодолевали за 1 час 40 минут.

«Фоккеры» перевозили уже не 4, а 8-10 пассажиров. Эти самолеты первые в мире имели туалет. В середине 30-х рейсы выполняли американские самолеты «Локхид», они перевозили уже 11 пассажиров и имели небольшой буфет. В конце 30-х американские «Дугласы» вмещали 14 пассажиров, а обновленные «Юнкерсы» – 15. «Дугласы» и «Юнкерсы» были оборудованы обновленной навигацией и автопилотом.

В 1929 году на Скнилове построили железобетонный ангар и перебазировали военный авиаполк. В 1931 году к аэропорту подвели железнодорожный путь, а через год установили радиостанцию, метеопункт, заправку и лампу-маяк. В 1933-ом летное поле уже имело радиодальномер и осветительную аппаратуру.

Во время дождей и снегопадов летное поле размокало, поэтому в 1936 году построили две взлетно-посадочные полосы крест-накрест. У них уже было улучшенное покрытие из щебня. Установили также бетонное покрытие на перроне. В 1938 году построили специальный зал ожидания для пассажиров. В межвоенный период можно было лететь из Львова в 15 направлениях. Новые направления открывали, организовывая специальные мероприятия, куда приезжали целые делегации.

Ангар с залом ожидания

Билеты продавали в аэропорту и турагентствах и больших гостиницах. Билеты в обе стороны стоили значительно дешевле, а для детей до 3 лет – почти бесплатно. Что касается багажа, то позволяли перевозить сумки весом 15 кг, а в дальних рейсах – 20 кг.

В период советской оккупации открылись новые рейсы в разные города СССР. Кроме того, здесь разместили военные, санитарные и сельскохозяйственные авиачасти. В 1941 году немцы и словаки разбомбили взлетную полосу, а свои самолеты сажали на поля возле Рясного. Через некоторое время немцы восстановили аэродром на Скнилове и начали бетонировать взлетно-посадочные полосы, используя узников концлагеря «Шталаг», который размещался во львовской Цитаделе. В 1944 году вернулась советская власть. За нее аэродром был снова разбомблен, а потом отремонтирован.

Увековечение истории на Левандовке

На Левандовке вблизи бывшего аэродрома назвали многие улицы, связанные с авиацией. После 1945 года советские власти перевели названия улиц с польского на украинский: улицу Шибовцову на Планерную; Хангарную на Ангарную; Скшидловую на Крылатую; Пилотув на Пилотов; Летничую на Повитряную; Стерова на Дирижабельную; Сильниковую на Моторную; Варштатову на Верстатную.

Те улицы, которые были названы в честь польских авиаторов, переименовали также: улица Жвирки стала улицей П. Несторова; Капитана Бастыра – Э. Багрицкого; С. Стеца – Алелюхина; Вигуры – А. Молодчего.

Фото: photo-lviv.in.ua

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.