Воскресенье, 21 апреля, 2024

Жизнь после жизни. Как “живется” домам-экспонатам во львовском скансене

Музей народной архитектуры и быта имени Климентия Шептицкого, именуемый в народе как Шевченковский Гай — одно из самых популярных мест для посещения среди львовян и туристов. Удачно расположен на холмах Кайзервальда, он експонирует различные регионы Западной Украины. Здесь граничат своеобразные мини-деревни: Бойкивщина, Лемкивщина, Гуцульщина и Буковина, Подилля и Львовщина. Они широко представлены аутентичными усадьбами, хозяйственными постройками, деревяными храмами  и производственными помещениями. О том, как попадают дома в музей под небом, об особенностях ухода за ними и возможностях реставрации рассказывают и.о.директора музея Сергей Цыпишев и руководитель реставрационно-строительного отдела Васыль Маркив. Далее на lviv-future.

Переезд и обживание

Перевезти старенький дом на другое место — дело не из легких. После всех согласований из хозяевами, к зданию приезжают архитекторы и строители. Если этот дом деревяный, работники маркируют по номерам каждый брус, каждую его деталь, тщательно описывая все в схемах. После перевозки дом вновь складывают, словно огромный конструктор лего.

Сложнее перевезти глинобытные и каменные дома. В большинстве пригодным для транспортировки от них остается лишь каркас. Все остальное работники музея должны воспроизвести сами, непременно соблюдая условия: результат должен быть максимально приближенным к оригиналу. Каждое здание после переезда нуждается и в новой крыше. Ведь старая, соломенная или гонтовая кровля, теряется навсегда.

Вместе з другими рабочими к будущему экспонату выезжают также научные сотрудники. Они тщательно описывают интерьер дома, чтобы позже, в музее, воспроизвести оригинальный быт его жильцов. Иногда везет и з домом отдают все его наполнение: аутентичную мебель, иконы, посуду, инвентарь. Но даже  если привозят пустой дом, в фондах музея всегда найдутся нужные экспонаты для обустройства его внутреннего наполнения.

Жизнь продолжается

Интерьер дома вийта с. Тухолька

После переезда в львовский скансен в домах-экспонатах активно поддерживается жизнь. К каждому из них назначают смотрителя, который следит за порядком в помещении и дворе. Он просушивает экспонаты, проветривает комнаты, также занимается мелким ремонтом. В летнюю пору в дворах красиво цветут мальвы и бархатцы — это тоже дело рук смотрителей.

Каждый из этих работников хорошо знает историю своего дома, поэтому охотно рассказывают посетителям про него. Во многих горницах проводятся мастер-классы: здесь рисуют писанки, плетут соломенные игрушки, расписывают пряники, лепят горшки на гончарном круге. В Гаю проводят много мероприятий, выставок и фестивалей. Здесь венчаются молодые пары. Несмотря на времена года и погодные условия, здесь всегда многолюдно.

Реставрация

Каждое здание в Гаю со временем требует капитального ремонта. Во множестве случаев, это — замена кровельного покрытия. Если гонтовая крыша может прослужить 50-60 лет, то соломенная кровля пригодна только 15 лет. К тому же, солому, а она обязательно должна быть ржаной и с определенной длиной стебля, найти непросто. Солома — наиболее трудоемкий материал для кровельщиков. Она требует тяжелой ручной работы с соблюдением древних традиций вязания снопов и крепления их на крышах. Для перекрытия одной бойкивской хаты, а они славятся высокими стремительными крышами, нужно от 3 до 5 тонн ржаной соломы. При этом толщина покрытия должна составлять не менее 30 см.

Гонт (клинчастые дощечки для кровли, вырезаны по определенной технологии, чаще всего з хвойных пород дерева) привозят з Гуцульщины. Каждую дощечку прибивают гвоздями, после чего готовую кровлю обрабатывают сырой нефтью. Так она прослужит долго и не будет протекать, а это 70-80% гарантии сохранности целого дома.

Привередливые такие крыши и в уходе. Работники музея должны пристально следить за тем, чтобы на кровлях не задерживались опавшие листья, не проростал мох. Ведь они способствуют распространению грибка и провоцируют процессы гниения. Малые объекты, например, вечевой колокол возле озера, обрабатывают консервирующими растворами, антипиретиками. Деревяные стены домов оставляют в их первоначальном состоянии, они долговечны.

Реставрируя такие ценные памятки народной архитектуры, работники музея стараются придерживатся древних технологий и максимально сохранять здания в первоначальном виде. Ведь, как утверждают они, за принципом музеефикации аутентичными считаются объекты, в которых сохранилось не менее 51% начального сырья.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.