Четверг, 23 мая, 2024

История электрификации Львова

В первой половине XIX века об электроэнергии знали только узкопрофильные специалисты. Некоторые сдвиги в ее изучении начались после Первой электротехнической выставки в Париже в 1881 году. Там представили более 2000 электрических устройств, а также собрали Первый конгресс электриков. На этой выставке важной персоной стал Томас Эдисон – изобретатель лампы накаливания. Однако изобретение Эдисона имело свой недостаток: для освещения использовался постоянный ток, который невозможно было передавать на дальние расстояния. Оппонентом Томаса стал Никола Тесла, он развил систему переменного тока, пишет lviv-future.com.ua.

В конце концов, в мире основы передачи электроэнергии были заложены в начале 1890-х годов, тогда сконструировали главные типы двигателей и генераторов, внедрили трехфазный электрический ток. А когда новые технологии дошли до Львова?

Как Краевая выставка обусловила появление электрификации в городе

Энергетик, автор книги «История электрификации Львовщины» Андрей Крыжановский во время своих лекций неоднократно рассказывал, что в годы изобретения электроэнергии Львов был важной провинцией Австро-Венгрии, поэтому он не мог оставаться в стороне от прогресса, распространявшегося по Европе.

Ускорило внедрение электрификации во Львове проведение Краевой выставки в 1894 году – крупнейшей ярмарки в истории Королевства Галиции и Владимирии, которая проходила в Стрыйском парке. На этой выставке демонстрировали культурные и цивилизационные достижения представители разных стран.

В то время Львов был не слишком готов к ярмарке: транспортного сообщения между железнодорожным вокзалом и парком не было, а администрация конного трамвая отказалась прокладывать этот важный маршрут. Тогда Роман Дзеслевский, известный энергетик, первый заведующий кафедрой электротехники Львовской политехники стал инициатором запуска электрического трамвая. Сначала он исследовал, как это делали в европейских городах, а потом уже львовяне взялись за строительство собственного электрического трамвая. Он обусловил и появление первой электростанции во Львове.

Запуск электрического трамвая и открытие электростанции

Трамвай был запущен в мае 1894 года. Перед этим в течение двух месяцев проводились испытания новой электростанции. Ее разместили на углу улиц Сахарова и Витовского.

Два года спустя Львов выкупил у немецкой компании Siemens & Halske этот трамвай и электростанцию. Директором «Городских электрических заведений» (ГЭЗ) назначили Иосифа Томицкого – одного из лучших энергетиков Австро-Венгрии. Он пробыл в этой должности вплоть до 1925 года. Томицкий упорно принялся за развитие энергетической отрасли города.

Машинный зал “трамвайной” электростанции

Электрическое освещение для театра и досадный инцидент

В 1900 году администрация Львова решила, что новому оперному театру нужно электрическое освещение. Работу опять же доверили Томицкому.

Сначала планировалось построить лишь небольшую станцию ​​в подвалах театра. К слову, таких маленьких станций во Львове к тому времени уже было 17. Иосиф Томицкий все же не поддержал такую ​​идею, решил протянуть кабели от первой и единственной в то время в городе электростанции на Сахарова, а в самом театре разместить только распределительный пункт и аккумуляторную подстанцию ​​для компенсации спада напряжения. Такой способ позволил не просто обеспечить светом театр, но также соседние здания.

Электростанция на Сахарова

Спустя год произошел неприятный инцидент. Когда служащие городской газовки искали место утечки газа, то случайно пробили один из кабелей. Тогда на электростанции предохранитель перестал передавать электроэнергию. В результате короткого замыкания в театре началась смоляная изоляция, из его окон пошел черный густой дым, не на шутку напугавший львовян.

После инцидента полиция обязала электриков оборудовать аккумуляторную подстанцию ​​в подвалах театра отдельным предохранителем и рубильником. Через некоторое время к распределительному щиту присоединили еще и Промышленный музей (потом стал помещением Шептицкого Национального музея) и другие здания в центре города.

Строительство новой электростанции на Персенковке

Иосиф Томицкий в 1905 году предложил магистрату расширить сеть трамваев и, соответственно, для этого увеличить ареал электрификации. Планировали проложить трамвайный путь даже в Брюховичи. Магистрат согласовал такое предложение, однако выделил всего 4 миллиона крон. Этого было мало.

Томицкий в проекте электрификации указал, что из-за этого пока не будет проводить электричество на отдаленные районы Львова, остановится на расширении станции на Сахарова. На самом же деле он все равно не планировал останавливаться.

Впоследствии он приобщил к делу выдающегося электротехника Романа Дзеслевского, они вместе добились получения рекомендаций от электрика из Вены Алекса Керна, который доступно объяснил магистрату, что Львову нужна еще одна электростанция.

Через полгода обдумываний магистрат все же согласился на строительство электростанции переменного тока на Персенковке, средства для строительства в сумме 14 миллионов крон магистрат выделил ГЭЗ как заем. Электростанцию ​​освятили и запустили 18 февраля 1909 года.

Электростанция на Персенковке

Уличное освещение

Отдельного внимания заслуживает освещение улиц того времени. До запуска электростанции на Персенковке фонари во Львове были газовыми, а после 1909 года начали использовать дуговые лампы. Эти массивные лампы (2500 Вт) состояли из двух угольных электродов. В то же время они были очень дорогими, и сначала установили только 80 столбов – от оперы до площади Бернардинской (Соборной). К каждым трем столбам нужно было подводить один отдельный кабель, а электроды сгорали всего за 3-4 суток.

Автовышек тогда еще не существовало, поэтому нужно было найти способ, как легко и просто заменять электроды. Инженеры таки придумали: в низу столба смонтировали корбу с опускавшим электрод тросом. Самой же заменой электродов занималось 5 человек – три монтера, один из которых был старше, и еще два помощника.

В то время во Львове установили 72 трансформаторные подстанции. Из них более 40 – в специальных трансформаторных будках, а другие – в подвалах или в цокольных помещениях домов.

Как повлияли на процесс электрификации войны?

Интересно, что до 1914 года алюминий электрики не использовали – все провода и кабели были из меди. Австрийская армия решила этим воспользоваться и ликвидировала электростанцию ​​на Сахарова и старую сеть постоянного тока с медными кабелями, которая все еще существовала, несмотря на наличие новой сети, на Персенковке. До конца Первой мировой войны весь Львов получал питание только от электростанции на Персенковке.

Котельный зал электростанции на Персенковке

В ноябре 1918 года украинский капитан Осип Букшованный смог договориться с представителем польской стороны – Людвиком де Лявантом – о том, что львовская электровня и газовка должны бесперебойно снабжать город током и газом. Для этого даже создали специальную комиссию из 3 польских и 3 украинских представителей.

Также во время польско-российской войны в 1919-1920 годах администрация Львова начала экономить электроэнергию, так что развлекательные заведения работали только до 22:00, а жители в своих домах могли использовать только одну жаровку. Реклама со световыми эффектами запрещалась, а еще с 16:00 до 19:00 не ездили трамваи из Высокого Замка к улице Коновальца и из Шевченко к Лычаковской.

Разрушение электростанции во время боевых действий 1918–1919 гг. 

Где размещались производственные базы электриков?

С 1901 года отделы электросетей ГЭЗ находились в доме № 5 на Винниченко.

В 1930 году во Львов присоединили пригородные села, а кроме того, после 1932 года начали строить электросети за пределами Львова. Появилась необходимость расширения ареала электроснабжения, а значит, и увеличения штата и производственных складов. Здание на Винниченко стало тесноватым. После многочисленных обсуждений решили предоставить электрикам под строительство нового отдела ГЭЗ территорию на Витовского. Построили его в 1937 году.

Фото: photo-lviv.in.ua

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.