Вторник, 27 февраля, 2024

Изображена в картинах и воспета в стихах: знаменитая львовская брусчатка

Пожалуй, львовская брусчатка – один из самых известных символов нашего города, о котором писатели упоминали в своих произведениях, воспевали поэты в стихах и изображали лучшие художники, вдохновленные невероятной красотой Львова. Да, без сомнений – львовская брусчатка стала таким же символом нашего города, как и надменные каменные львы на его улицах, пишет сайт lviv-future.

Рассказываем интересные факты из истории знаменитой львовской брусчатки.

Когда и кто укладывал первую брусчатку в городе?

Первое известное упоминание о львовской брусчатке датируют 1452 годом в хронике губернатора города Бартоломея Зиморовича. В упоминании говорится, что уже к тому времени площадь Рынок и главные улицы Львова были вымощены.

К укладке брусчатки относились так серьезно, что это дело стало отдельным ремеслом. Заниматься этим мог далеко не каждый – для этого специально придумали профессию булыжника. Мошенников содержал город, который ежегодно оплачивал их труд.

На это в городской казне не жалели средств – львовяне, особенно жители центральной части, должны пользоваться удобными и комфортными дорогами. Поэтому с финансированием на благоустройство площадей, дорог и тротуаров во Львове того времени было все в порядке. И жители, и гости нашего города были довольны его внешним видом и удобными условиями.

Лучшие каменоломни работали ради уюта города

Как мы уже упомянули выше, укладка брусчатки стала настоящим высокопрофессиональным ремеслом. Понятно, что и камень для мощения дорог должен быть только лучшим.

Укладка брусчатки была длительным процессом. Сначала нужно было добывать натуральный камень, для чего город пользовался только лучшими каменоломнями. Дальше дело за «ювелирной» работой – полученный камень нужно было обтесать для того, чтобы получить необходимую форму. Этим тоже могли заниматься только настоящие специалисты своего дела, хорошо умевшие пользоваться теслом и молотком. От четкости их работы зависело качество дорог, а соответственно комфорт нашего города.

Не только каменная, но и деревянная

Важно отметить, что во Львове укладывали не только каменную, но и деревянную брусчатку. Деревянное мощение стоило гораздо дороже каменного, поэтому его можно было увидеть не везде. Говорят, что такую ​​заключали для себя местные богачи, которые таким образом подчеркивали значимость своих поместий.

Еще один интересный факт о деревянной брусчатке во Львове: ее выкладывали там, где очень мешал цокот лошадиных копыт, которые тащили кареты и телеги. О камень тиканья звучало громче, чем о деревянную брусчатку, поэтому такую ​​вымостили в нескольких местах. Данные из городских архивов указывают на то, что такая брусчатка была вымощена, например вокруг Галицкого краевого сейма (современный Главный корпус университета).

Деревянная брусчатка была действительно особенной – ее изготовление также было особым ремеслом, даже искусством. Для этого нужно было использовать сосну – крепкую и не подверженную гниению древесину, которая хорошо сохраняла форму. Бруки из дерева делали прямоугольной формы и укладывали на песочное основание – это делали для того, чтобы она как можно дольше прослужила. Промежутки между плитами заливали смолой – это делали, чтобы деревянные бруски не набирали воды. Словом, система была хорошо продуманной и достаточно надежной.

Интересно, что такая брусчатка была настолько надежной и качественно сделанной, что можно увидеть и в современном Львове. Остатки сохранились в проходе Глинянских ворот (часть фортификаций Комплекса Бернардинского монастыря) вблизи Таможенной площади.

Конечно, с распространением автомобилей такая брусчатка не оправдала себя и потеряла значение.

Современность и дискуссии вокруг целесообразности сохранения старинной брусчатки на львовских улочках

В 1960-е годы Львов занимал первое место среди всех крупных городов по количеству замощенных улиц. Однако со временем очень многие городские улицы асфальтировали по брусчатке, пренебрегая исторической ценностью и целостностью картины древнего Львова. В двадцать первом веке на этих улицах возобновили брусчатку. Полностью покрытые брусчаткой в ​​современном городе Арсенальская, Архипенко и Архивная, например.

Упомянем также о нескольких львовских улочках вне центра города, где вымощена брусчатка. Улица Пекарская славится не только красивой архитектурой, но и тем, что здесь сохранены аутентичные особенности, в частности, брусчатку. Сохраняет брусчатку и одна из самых красивых улочек Львова – улица Евгения Коновальца. Ее можно увидеть и на улице Генерала Чупрынки или на Киевской – все перечисленные улочки одновременно заслуживают того, чтобы здесь прогуляться.

Среди современников неоднократно шли споры по поводу целесообразности мощения львовских улочек. Сторонники идеи считают, что брусчатка – своеобразный символ города, его неотъемлемая часть, экологически чистая и целесообразная. Что касается шума от передвижения по ней, то его уровень можно снизить, если установить ограничение скорости.

Противники идеи мощения улиц же утверждают, что асфальт – это современный вариант, который позволит автомобильному транспорту передвигаться гораздо быстрее. Кроме того, говорят, что асфальт более безопасен, чем булыжная мостовая, в большей степени из-за того, что на брусчатке невозможно нанести дорожную разметку. При этом называют мнение европейские города, в которых заменили брусчатку на асфальт. Архитекторы же считают, что в некоторых важных транспортных узлах брусчатку нужно менять на асфальт, однако полностью убрать брусчатку с львовских дорог нельзя.

Таким спорам нет конца-края, и все мнения, без сомнений, имеют право на жизнь. Не стоит забывать, что брусчатка символ нашего Львова, неотъемлемая часть истории старинного европейского города Льва, его колорит и городская культура.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.