Воскресенье, 28 апреля, 2024

Тарадайки и пижики: история львовского общественного транспорта

История общественного транспорта Львова ведет начало с ХVIII века. Тогда на дорогах города появились запряженные лошадьми дилижансы, которые львовяне называли тарадайками. В 1835 году начал курсировать первый во Львове и Украине регулярный маршрут – от центра Львова до Винников. Как развивался львовский транспорт после этого, читайте дальше на lviv-future.com.ua.

Появление конного трамвая

В ноябре 1879 года состоялась первая пробная поездка конного трамвая – от депо на улице Ярослава Мудрого до площади Мытной, а затем назад. Испытания прошли успешно. Саму колею создали из дуба, только в отдельных местах ее оббили металлом.

Уже в мае в следующем году начал регулярно курсировать конный трамвай. Однако львовяне такой транспорт не оценили: он создавал слишком много шума, к тому же улицы загрязнял конский навоз, что не нравилось тогдашнему панству. Несмотря на недовольство, за первый год работы конным трамваем воспользовались более 1,5 млн человек. В 1881 году проложили еще один маршрут – от главного железнодорожного вокзала до станции Подзамче, а в конце 1889-го уже насчитывалось шесть маршрутов.

К слову, в то время самой престижной профессией считался водитель конного трамвая, который назывался вагоновоз. Его работа оплачивалась на уровне профессора университета.

Запуск электрического трамвая

Электротрамвай решили подготовить к ярмарке Галицкая краевая выставка (1894), чтобы представить Львов как инновационный город. В 1893 году львовские строители объявили проведение тендера на прокладку первой электрической линии для трамвая. В городском конкурсе победила австрийская фирма «Сименс&Гальское». Уже весной следующего года компания создала первые маршруты и запустила в эксплуатацию электротрамваи. Тогда на сидячих местах помещалось всего 10-15 пассажиров, еще примерно столько же помещалось стоя.

Первый маршрут проложили от железнодорожного вокзала до Стрыйского парка, где проходила ярмарка. 30 ноября 1894 года также запустили линии от вокзала до улицы Лычаковской. В том же году произошло первое ДТП с участием конного и электротрамвая.

Водители-вагоновозы конного трамвая проработали до 1908 года, а тогда город предпочел только электрический трамвай. С конкой как общественным транспортом простились, а самих коней продали.

Первые такси и автобусы

В 1906 году на львовских улицах появились первые такси. Их стоянки размещались вблизи Оперного театра, а также на площади Бернардинской (Мытной) и Марьякской (Мицкевича). Что касается стоимости проезда, то она была мегавысокой: в 500 раз выше средней стоимости завтрака в обычном кафе.

1 октября 1922 года по всей Польше, а значит и во Львове, движение стало правосторонним. Осенью следующего года в республике приняли общие стандарты дорожного движения, согласно которым маршруты обозначались цифрами.

12 апреля 1928 года был открыт первый маршрут для автобусов. Тогда пассажиры могли заехать от костела Ольги и Елизаветы в аэропорт Скнилова. В первом автобусе марки «Лянчия» могло разместиться 19 пассажиров сидя и 15 стоя. Он выезжал в шесть утра и курсировал вплоть до десяти вечера. На маршруте было 6 остановок. Этот автобус имел обозначение «А».

В 1930-м организовали пригородное автобусное сообщение, в частности такой первый маршрут соединил трамвайную остановку на улице Замарстыновской с Брюховичами. Интересно, что уже тогда львовские транспортники думали над тем, как можно удешевить пересадки и создать возможность покупать билет в некоторых трамваях и автобусах для поездки с пересадкой. В декабре 1931-го насчитывалось уже 5 автобусных маршрутов во Львове, а в мае 1940-го привезли 6 новых советских автобусов «ЗиС-16».

Советский автобус, созданный в 1938 г.

Транспорт во время немецкой оккупации

Что касается автобусного сообщения во время оккупации Львова немцами в 1941–44 годах, то сохранилось мало информации с того периода. Считается, что все автобусы советские солдаты увезли, когда бежали из Львова в июне 1941 года.

Трамваи во время оккупации продолжали работать, однако вагоны делились на те, что только для немцев, и те, что для львовян. В тех, что для львовян, все равно были отдельно выделены места для немцев, которые отмежевывались цепями. Активно трамваи использовались и для военных целей, а именно прицепляли вагоны, чтобы перевозить заключенных.

Первый троллейбус и развитие автобусов

В ноябре 1952 года во Львове было запущено троллейбусное движение. Первый троллейбус курсировал от ж/д вокзала до площади Мицкевича. Однако на Львовском автобусном заводе троллейбус создали лишь спустя чуть более десяти лет. В августе 1964 года было открыто троллейбусное депо на улице Артема (Владимира Великого).

В 1970-х открыли новые автобусные маршруты, работавшие как «маршрутное такси». Для этого использовались микроавтобусы. Вообще после войны во Львове использовали автобусы, изготовленные на заводах возле москвы. Автобусы собственного производства львовяне взялись производить только в середине 1950-х годов – ЛАЗ-695.

ЛАЗ-695

Из-за общего экономического кризиса в начале 1980-х троллейбусная сеть города существенно ослабла в развитии. Из-за этого значительно увеличилось количество автобусов: в 1983 году по Львову курсировало более 800 автобусов и почти 1000 такси.

Проект львовского «метротрама»

В 1980 году были неудачные попытки создать подземный трамвай («метротрам») в центре города, поскольку наблюдалась транспортная перегрузка. Разработка подземного трамвая оказалась слишком сложной технически, ведь центр Львова лежит в низине, так что трудно спроектировать тоннели, в которых трамваи выходили бы на поверхность. Кроме того, центр расположен на болотистой местности, а в коллекторе течет Полтва.

Строительство подземных линий началось в конце 1980-х. Первую вентиляционную шахту принялись обустраивать на территории дворца Потоцких, однако работы едва не привели к уничтожению дворца, так что строительство заморозили.

Экономический кризис и появление новых микроавтобусов

Кризис в 1990-х губительно отразился на развитии автобусного транспорта. Тогда также ввели бесплатный проезд для пенсионеров. В 1995 году было создано Львовское коммунальное автотранспортное предприятие, для которого приобрели 26 автобусов ЛАЗ-42021.

Для маршрутного такси в январе 1996 года закупили иностранные микроавтобусы. Для маршрута, соединяющего улицу Научную с центром, купили 11 турецких микроавтобусов Peugeot J9 Karsan. Там помещалось 14 сидячих мест для пассажиров, а в общей сложности могло уместиться 20 человек. Тогда львовяне начали использовать в «маршрутном такси» сленг «пижик», поскольку большинство микроавтобусов были именно модели Peugeot J9 Karsan. Проезд в пижиках стоил 50 копеек (для сравнения: в трамвае стоил 20 копеек). В те времена минимальная зарплата составила всего 15 грн.

Peugeot J9 Karsan

В 1998 году во Львове появились также итальянские микроавтобусы «Ивеко» и российские «ГАЗель». В начале 2000-х микроавтобусы переоборудовали из грузовых фургонов. Тогда в городе действовало около 100 автобусных маршрутов, хотя часть из них не обслуживалась.

Уже в середине 2000-х ситуация улучшилась: вместо старых переработанных микроавтобусов использовали отечественные «Эталон» и «Дельфин». Они вмещали ориентировочно сорок человек. В конце 2000-х львовяне увидели первый в городе автобус-гармошку ЛАЗ А 292.

ЛАЗ А 292

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.