Пятница, 24 мая, 2024

Из истории энергохозяйства львовского электротранспорта

Служба энергохозяйства – важное звено в структуре львовского электротранспорта. Она отвечает за работу кабельных, контактных сетей и тяговых подстанций, их ремонт. Возникла эта служба еще во время строительства первой электростанции. Как она развивалась, читайте дальше на lviv-future.

Появление городской электростанции

В 1881 году пионер львовского электроснабжения Францишек Рыхновский создал для Галицкого сейма (потом там разместился главный корпус Франкового университета) энергоснабжающую и энергоосветительную систему.

В 1882 году легендарный изобретатель Томас Эдисон создал в США первую общегородскую электростанцию в мире. А уже через 11 лет львовские власти подписали договор с немецкой электротехнической компанией Siemens & Halske по сооружению во Львове электростанции, электротрамвайных линий и трамвайного депо.

Ускорила внедрение электрификации в городе Краевая выставка 1894 года – крупнейшая ярмарка в истории Королевства Галиции и Владимирии, которая проходила в Стрыйском парке. Представители разных стран демонстрировали на ярмарке разнообразные культурные и цивилизационные достижения. Поскольку транспортного сообщения между железнодорожным вокзалом и Стрыйским парком не было, возникла идея запустить электрический трамвай. Он обусловил появление первой в городе электростанции.

В сентябре 1893-го на углу улиц Академика Сахарова и Витовского возле трамвайного депо началось строительство электростанции постоянного тока. Электростанция имела два генератора, позволявших курсировать 16-ти трамвайным вагонам.

Ангар трамвайного депо и городская электростанция постоянного тока, 1894 г.

В середине мая 1894 года началось испытание электротрамвая, а уже 31 мая он начал курсировать от железнодорожного вокзала до школы-гимназии Святой Софии. В августе того же года взялись за прокладку еще одной линии – от «Віденської кав’ярні» на проспекте Свободы до местности Лычаков. В 1895 году уже курсировали 22 электрических трамвая с одним вагоном. В 1899 году во Львове появились прицепные вагоны.

От этой электростанции питалась не только трамвайная контактная сеть, но и городская электросеть постоянного тока. К примеру, так питали оперный театр, а впоследствии и общий госпиталь (Львовскую областную клиническую больницу).

Новая электростанция на Персенковке

В начале ХХ века ресурсов станции постоянного тока оказалось мало, поэтому возникла потребность в новой мощной электростанции с переменным током. Ее разместили на Персенковке (Сиховский район). Электростанция была запущена 18 февраля 1909 года. К 1908 году также проложили по городу 170 км кабелей переменного тока.

Электростанция на Персенковке

Если в системах постоянного тока постоянно возникала проблема больших потерь мощности в сети, в частности когда передавалась электроэнергия на большие расстояния, то в системах переменного тока этот недостаток был устранен благодаря повышению напряжения, а одновременно уменьшению тока в сетях.

К концу 1913 года контактная сеть электрического трамвая в среднем достигала 61,4 км. В 1909–13 годах эта электростанция работала благодаря мазуту, а затем – каменным углям. С 1920-х годов работала на газе. После того, как электростанция была запущена, начался процесс демонтажа сети с постоянным током. В 1916 году старая электростанция перестала работать.

Во время польско-украинской войны (1 ноября 1918 – 18 июля 1919) станция на Персенковке сильно повредилась. В связи с отсутствием тока приостановилось трамвайное движение. Возобновили работу станции и трамваев в мае 1919-го, однако полностью восстановить электростанцию удалось только в 1921-м.

Оборудование трамвайных тяговых подстанций

После начала работы станции на Персенковке на старой электростанции постоянного тока смонтировали 3 электромашинных выпрямителя для нужд электротрамвая. Именно так была создана первая во Львове тяговая подстанция.

Здание, где размещалась первая городская электростанция, а затем – тяговая подстанция №1, фото 2019 г.

В начале 1920-х, чтобы преобразовывать переменный ток в постоянный, использовали тяжелые и громоздкие умформеры. От перегрузки током защищали плавкие предохранители. Высоковольтные рубильники включал и выключал обслуживающий персонал.

Электромеханический выпрямитель (умформер) на тяговой подстанции № 1, начало 1920-х гг.

В 1927 году на улице Под Дубом была введена в эксплуатацию новая тяговая подстанция трамвая (подстанция № 2). Она уже имела современное на ту эпоху оборудование. В частности, использовались ингитроны (ртутные выпрямители), а напряжение снижали масляные трансформаторы.

В 1938 году подстанция № 1, что на Сахарова, получила масляный трансформатор и ингитрон. В начале 1940-го она стала мощнее станции № 2, поскольку получила мощные преобразователи и мотор-генераторы.

Работа трамвайной сети во время Второй мировой войны

В 1939–40 годах почти 18 км изношенных контактных проводов заменили новыми. Во время оккупации города нацистами (июль 1941 – июль 1944) трамвайное движение во Львове не прекратилось, а вот во время ухода из города немцы нанесли значительный ущерб трамвайной отрасли, уничтожив более 80 опор контактной сети, вывезя 32 км медной проволоки, демонтировав оборудование второй подстанции и т.п.

Трамваи начали снова курсировать 1 марта 1945 года, хотя восстановление всех сетей продолжалось вплоть до начала мая 1949 года.

Запуск троллейбусов и новых тяговых подстанций

В 1951 году Львов начал готовиться к запуску первых троллейбусов. Первый маршрут – от площади Мицкевича до главного дворца. 27 ноября 1952 года в городе запустили троллейбусное движение.

Тогда переоборудовали тяговые подстанции, поскольку энергосистема Львова перешла с нестандартного напряжения 5,2 кВт на 6,3 кВт. В 1952 году на Городоцкой, 185, возле трамвайного депо, была построена третья тяговая подстанция. В 1964 году запустили еще две подстанции – в местности Верхний Лычаков и возле троллейбусного депо на улице Троллейбусной, которое открыли в августе 1964-го. Эти подстанции оборудовали мощными выключателями быстрого действия для защиты от перегрузки.

В 1967 году открыли еще две подстанции – рядом с улицей Ивана Франко и на перекрестке улиц Любинской и Выговского. В 1970-х на некоторых подстанциях заменили кремниевыми ртутные выпрямители. В 1977 году во Львове насчитывалось уже 10 подстанций.

В 1980-х внедрили электронные вычислительные машины и устройства телеуправления. С этого времени отпала потребность в присутствии на тяговых подстанциях операторов. В конце 1993 года на телеуправление перевели 12 из всех 19 тяговых подстанций Львова. Управление осуществлялось с управленческого поста на первой подстанции (на Сахарова). Для этого привлекли 20 диспетчеров. В 1994 году в службе энергохозяйства города работало почти 200 человек.

Центральный пункт системы телеуправления, 1989 г.

Модернизация оборудования

В начале 2010-х на части подстанций продолжали использовать устаревшее оборудование, что обусловило необходимость модернизации. С этой целью было принято решение о привлечении кредитных денег Европейского банка реконструкции и развития. В результате международного тендера подрядчиком избрали запорожскую компанию «Плутон». Стоимость модернизации всех 19 подстанций потребовала более 56 млн грн.

В марте 2016 года процесс модернизации был завершен. На подстанциях была смонтирована новейшая система SCADA, предназначенная для диспетчерского управления и сбора данных, а также система учета энергии и сигнализации, система телеуправления и телемеханики.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.