Суббота, 27 апреля, 2024

Львовский Архикафедральный собор Святого Юра

Львов очень старинный город с прекрасной архитектурой. Особенно Львов полниться прекрасными церквями и соборами. Многие за это и обожают Львов. Жемчужиной же среди всех львовских церквей и соборов выделяют именно Архикафедральный собор Святого Юра, пишет сайт lviv-future.com.ua. Его история очень длинная и полна загадок. Чем здание привлекает как местных жителей, так и туристов? Какие события здание смогло увидеть? И что же было до этого собора? Что ж пришло время разобраться.

Предыстория данного места

Существует легенда, что в 1280 году эта местность не была заселена и в это время здесь существовала пещера. До сих пор доподлинно неизвестно эта была природная или искусственная пещера. В ней проживал монах Василий, который проводил всё своё время в молитвах, чтобы искупить все земные грехи. Доподлинно неизвестно, когда появилась эта легенда, но впервые её записал Бартоломей Зиморович, исследователь Львова, в XVII веке. Учёные расходятся во мнении кем был этот самый Василий. Кто-то говорит, что это был Василий Романович, который предал свой народ во время похода татар на Судомир, а те в свою очередь вырезали всё его населения. Именно из-за душевных терзаний он и стал отмаливать грехи.

Существует множество версий про появление и самой церкви на Святоюрской горе. Одна из них гласит, что Юрьевский церковь создал князь Лев Данилович в 1282 году даже перенес в данную церковь тело своего отца. Хотя данное место ничем особым не выделялась, но всё же именно на этом холме решили построить церковь. Уж очень оно понравилось князю.

Также существует версия, что основателем церкви является Юрий Львович. К сожалению, особых подтверждений, ни той, ни другой версии нет.

Период польской власти

Первые более понятные упоминания о Архикафедральном соборе Святого Юра начинаются во времена польской власти над этими землями. Первые упоминания о соборе можно найти в работах львовского историка, бургомистра и советника ХVII века Бартоломея Зиморовича “Тройной львов”. Здесь автор описывает строительство храма, но что странно под двумя датами: первая – 1363 год, а вторая 1437 год. Почему же его показания так разняться? Всё просто! Сам бургомистр не жил во времена строительства собор, а потому в его хронике можно найти много ошибок и неточностей. Исследователи расходятся во мнении, почему же всё таки Зиморович написал две даты. Кто-то говорит, что Зиморович допустил ошибочное дублирование одного и того же события, а потому считать за правильную дату стоит первую, а именно 1363 год. За версию 1437 года выступают исследователи, которые склоняются к тому, что церковь во Львове и церковь в Армении строил один и тот же мастер. Об этом Зиморович и говорил в своём тексте. К сожалению, проверить на сколько они похожи, не представляется, возможным так как церковь во Львове уже переделали и сказать, что она похожа на Армянскую будет не очень корректно.

Тем не менее работа, которую проделал Зиморович сложно оценить. Благодаря ему современные исследователи могут хотя бы немного представить, как церковь выглядела в древности.

Было бы всё проще конечно же, если бы в хрониках уцелело бы имя архитектора. Во всех источниках, которые удалось добыть учёным его представлял, как Доре. Такую транскрипцию многие считают лишь механической описку и на основании многих архивных текстов, идентифицировали его с тем строителем, чья фамилия в версии “Doringus murator” неоднократно упоминалась в старейших городских книгах, который можно было найти во Львове. Многие склоняются к тому что этот самый Доринг имел немецкое происхождение.

Во время вызволительной войны 1648 – 1657 году, загоны гетьмана Богдана Хмельницкого временно остановились под Святогорской горой на просторных полях и пригородах, которые принадлежали монастырю. Сам же Хмельницкий проживал в это время в монастыре.  Тут же он принимал посла городской община епископа Арсения Желиборского, у которого было задание ни в коем случае не допустить сокрушительного штурма города и попытаться мирно поладить с Хмельницким. В конце концов у сторону получилось заключить взаимовыгодную сделку.

Обновленный собор Святого Юра

Идея создание нового монастыря на Святоюрской горе принадлежало Анастасию Шептицкому. В летописях было написано, что это человек, который был полностью отдан служению Богу. В то время митрополит инициировал строительство огромного количества новых церквей и монастырей.

Изначально собор Святого Юра планировалось обновить. Перед 1733 годом консистория приняла решение, про сбор средств на “кафедральную фабрику”. За поручением митрополита это должен был совершить отец Ероним Островский ЧСВВ. Но наместники не очень спешили высылать средства на перестройку, как им казалось, и так отличной церкви. Хотя по документам становиться ясно, что собор Святого Юра был в очень плачевном состоянии. Из-за того, что призывы митрополита были проигнорированы, сам митрополит решил взяться наводить порядок. Потому 11 октября 1733 года он разослал пастырский лист к наместничествам, которые располагались к югу от Львова. В письмах были написаны не только просьбы и пожелания, но и прямые угрозы отстранить от должностей в случае неповиновения. Кто действительно был отстранён, а кто всё же внёс деньги на перестройку храма неизвестно. Как и неизвестно о тогдашних работах в соборе. Это не значит, что они полностью отсутствовали, просто скорее всего они были очень малочисленны.

Сооружение современного храма

Сохранился более детальный фиксационный план всего архитектурного комплекса состоянием на 1750 год, то есть на самое начало сооружение нового здания. План даёт полное представление про сооружение и характер размещённых здание на горе в то время когда строился новый храма Святого Юра.

Из плана становиться понятным, что в то время существовало только три каменных сооружения. Тут стоял новый храм, монастырский корпус вдоль северной стороны церкви со своим отдельным входом в восточном торце, а также небольшие каменные ворота с деревянной надстройкой для стражи.

Кроме вышеуказанных сооружений, на прилегающей территории, было также несколько небольших домов, а также конюшня и место для повозки предназначенное для людей церкви. Возле алтаря нового собора схематически показывают две шестиугольные, скорее всего деревянные башни, которые были связаны с бастионами, правда бастионов уже на тот момент не было. Строительство греко-католической кафедры началось в 1744 году по проекту Бернарда Меретина, который до конца своих дней старался усовершенствовать архитектурные особенности храма. После смерти первого архитектора, на его место встал Клеменс Ксаверий Фессингер. Работы продолжились аж до 1764 года, но вот отделочные работы закончились лишь в 1772 году.

Храм стоит на террасе, к которой ведут двухмаршенвая лестница, которую украсили скульптурами и балюстрадой. Фасад храма акцентирован монументальным порталом с фигурами отцов восточной церкви Льва и Афанасия работы скульптора Ивана Георгия Пинзеля.

Также здесь есть красивая скульптура под названием “Юрий-Змееносец”, которую создал всё тот же Пинзель. Над внутренним убранством храма работали в 1770-х годах скульпторы Михаил Филевич, Себастьян Фесингер, Юрий Радивиловский, Лука Долинский, Франциск Смуглевич.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.