Среда, 22 сентября, 2021

История Главного железнодорожного вокзала Львова

Главный железнодорожный вокзал во Львове — один из старейших на территории всей Западной Украины, величественный и мощный, что считается главным вокзалом не только города, но и целой сети Львовской железной дороги, рассказывает сайт Львов Будущего. Сегодня вокзал ежедневно принимает и провожает тысячи человек, его мощности и возможности только возрастают. Однако еще несколько веков назад вокзал имел совсем другой вид…

В этом материале мы расскажем о том, с чего начиналась история железнодорожного вокзала Львова, как он развивался и другие интересные факты из существования и деятельности главного инфраструктурного узла нашего города.

История основания

История Главного железнодорожного вокзала во Львове берет свое начало с 1841-го года, когда австрийское правительство утвердило так называемую «Программу по делам железной дороги», где речь шла также и о налаживании железнодорожного связи на территории тогдашнего Королевства Галиции и Волыни. Речь шла о программе и о необходимости строительства железнодорожной линии от Вены до Львова, которую планировали возвести до 1863-го года, а после — продолжить развивать железнодорожную систему до Бродов, Черновцов и других крупных городов тогдашней коронованной земли, подчиненной Австрийской империи.

Строительство железнодорожной линии было бы невозможным без возведения вокзала во Львове — коронованном большом городе, куда часто приезжала тогдашняя элита. 1858-го года императорскому королевское Привилегированное общество Галицких железных дорог имени Карла Людвига получило наконец концессию, которая позволяла построить здание железнодорожного вокзала в нашем городе.

Строительство было весьма нелегким делом, ведь на месте, где оно должно было происходить, было заболоченное холмы, площадью в 67 моргов. И сроки возведения железнодорожного вокзала во Львове были не столь значительными, ведь уже в 1863-м году железнодорожная линия из Вены во Львов уже должна была быть сводной. Но тогдашние инженеры справились с поставленной задачей и уже в ноябре 1861 года состоялось торжественное открытие Главного железнодорожного вокзала. Это произошло буквально одновременно с открытием движения по линии «Перемышль-Львов».

Первый поезд сюда прибыл в составе паровоза «Ярослав», всего двух пассажирских вагонов и четырех платформ. Еще за несколько дней дирекция железной получила документ, позволивший регулярное транспортное сообщение и движение поездов из Львова в Вену, а также Краков.

За несколько лет отсюда было организовано железнодорожное движение в коронованных Черновцов, с 1869-го года стартовало движение в Броды на Львовщине, и до границы с Российской империей. 1881-го года было налажено постоянное сообщение с Тернополем и Подволочинском.

Структура и появление конкуренции

Масштабы тогдашнего железнодорожного вокзала во Львове измеряли в саженях (70 вдоль и 10 в ширину). Внутри помещения обустроили залы ожидания для пассажиров абсолютно всех классов, здесь действовал ресторан (город встречал немало тогдашней знати и коронованных особ), кофейня, конторы технических служб. Здесь действовал полицейский пункт. Тогдашний рабочий коллектив железнодорожного вокзала насчитывал всего 38 человек.

Другой страницей развития железнодорожного вокзала во Львове можно назвать время, когда был построен другой железнодорожный стратегический и мощный объект — им стал Черновицкий железнодорожный вокзал, «конкурент» для Львова. Местным властям пришлось распределить обязанности между двумя железнодорожными объектами, имели одинаково важное стратегическое значение для Австрийской империи. Тогда Львовский вокзал начал принимать поезда, что прибывали с Черновицкого направления, а Черновицкий принимал поезда, что прибывали из Кракова.

Стремительное развитие Львовской железной дороги

Стремительное развитие Львовской железной дороги фактически стартовало тогда, когда в 1892 году железная дорога получила другого владельца — государство. Изменение собственности железной дороги повлияла на значительное усиление потока инвестиций, что, в свою очередь, повлияло на необходимость увеличения количества железнодорожных линий, потому что те, что были, не справлялись с запросом населения. Так же остро стоит в то время необходимость строительства нового железнодорожного вокзала во Львове, ведь предыдущий уже устарел и не мог полностью обеспечить потребности, вызванные бешеным пассажиропотоком.

В 1898 году узнаваемый львовский архитектор, дизайнер, педагог и автор многих архитектурных проектов, которые были воплощены в нашем городе, Владислав Садловский представил руководству железной дороги новый проект железнодорожного вокзала во Львове, который утвердили и взялись за его воплощение в жизнь.

Старт строительства нового здания львовского вокзала состоялся в 1902 году. Новой локации искать не пришлось и новый вокзал построили на месте предыдущего. Хотя, конечно, это здание имела существенные отличия от предыдущей версии железнодорожного вокзала — помпезным и величественнее, значительно больше, украшенная скульптурами известных тогдашних художников, что возвышались на фронтоне здания.

Открыли новое здание железнодорожного вокзала во Львове в 1904 году и в то время его справедливо считали одним из самых современных во всей Европе.

Впоследствии, правда, были тяжелые времена для железнодорожной системы и для Главного львовского железнодорожного вокзала в частности, ведь с наступлением войск московитов в 1915 году здание подожгли. Добавила своих разрушений и пожар, случившийся во время украинского-польской войны. Тогда польские власти взялись за восстановление состояния здания, хотя печальные события Второй мировой войны снова внесли коррективы. Полностью восстановить здание Главного железнодорожного вокзала во Львове завершили в 1957 году.

К столетию сведения Главного железнодорожного вокзала в 2003 году здание было отреставрировано.

Современное здание вокзала хранит немало исторических архитектурных моментов, а сам вокзал считается одним из крупнейших архитектурных памятников нашего города. У вокзала обустроены и обновлено Дворцовую площадь, где действуют современные остановки общественного транспорта, обновленная трамвайная линия, обустроено общественное пространство и тому подобное.

Latest Posts