Воскресенье, 28 апреля, 2024

Львовский трамвай во время Второй мировой войны

В 1894 году по улицам Львова проехался первый в городе электрический трамвай. Во время войн ХХ века трамваи на некое время переставали курсировать. С периодом Второй мировой связаны три остановки движения этого транспорта. Подробнее о Львовском трамвае на протяжении 1939–1945 годов далее на lviv-future.

Начало войны

1 сентября 1939 года Третий Рейх совершил на Львов авианалет. Тогда немецкие бомбардировщики сбросили около 60 авиабомб над аэропортом на Скнилове. Еще несколько бомб упало на Левандовке и площади Копытковой. Около полудня бомбардировщики атаковали и территорию возле железнодорожного вокзала, в результате чего была повреждена трамвайная инфраструктура – рельсы и контактная сеть. В тот день из-за авиаудара погибло более 35 человек, а травмировалось – более 200 человек.

После начала войны некоторое время еще работали театры и кинотеатры, а поврежденные трамвайные пути и контактные сети быстро чинили. Однако уже после 10 сентября трамвайное движение прекратилось. Во Львове тогда было всего до 100 пушек, но генерал Войска Польского Владислав Лянгнер сумел успешно организовать оборону города.

12 сентября немецкая армия зашла по улице Городоцкой в город. Польские солдаты встретили их возле 1-го трамвайного депо (ул. Городоцкая, 185) со стрелковым оружием, пулеметами и двумя небольшими полевыми пушками. Немцы пробрались в церковь Святых Ольги и Елизаветы, но польские военные с помощью полицейских и трамвайщиков отбили наступление.

Баррикада на ул. Городоцкой возле трамвайного депо. Сентябрь 1939 г.

«Первые советы»

17 сентября Польшу атаковала Красная армия, хотя 25 июля 1932 года Польша подписала с СССР договор о ненападении. Советы коварную атаку на Польшу подавали как освобождение украинских и белорусских жителей. 22 сентября Владислав Лянгнер принял решение о капитуляции львовских защитников перед красноармейцами для сохранения города. По договоренности, польские военные, полицейские и ополченцы должны были без всяких препятствий покинуть Львов, однако, как можно было ожидать, советы своего обещания не сдержали. Часть поляков отправили в концлагеря, еще часть – просто убили. Лянгнер в это время находился в москве, а 20 ноября уехал в Румынию.

25 сентября движение трамваев по Львову возобновилось. Советы создали Львовский трамвайный трест, которым руководил бывший водитель этого транспорта М. Лозинский, а впоследствии его заменил П. Бойчун, поскольку был более профессиональным.

Советский флаг и трамвай на центральном проспекте Львова. Сентябрь 1939 г.

В начале октября во Львове насчитывалось 176 трамвайных вагонов, среди которых были моторные, прицепные и служебные. В тресте работало более 2000 человек. Более четверти контактных сетей и путей нуждались в ремонте.

Советские власти существенно снизили цену за проезд во львовских трамваях, что повлекло за собой значительное увеличение пассажиропотока. За январь – август 1939 года, во времена господства Польши, Львовский трамвай перевез 28,6 млн человек, а за октябрь – декабрь того же года – 18,1 млн. За 1940 год здесь проехалось 108,5 млн пассажиров. На такое увеличение пассажиропотока повлияло и большое количество беженцев, в том числе евреев. В то время население Львова составляло почти полмиллиона человек.

В 1940 году, кроме билетов для пассажиров, появились еще багажные, их стоимость была в 2,5 раза больше. Были и штрафные билеты – за проезд «зайцем». Они стоили в 5 раз больше обычного билета. За 1940 год реализовали 2100 штрафных билетов, что было довольно небольшим количеством и свидетельствовало о добросовестности пассажиров.

В начале декабря завершили строить три участка продолжившихся уже имеющихся путей. Например, линию на Городоцкой продолжили к хлебному заводу «Меркурий» и практически до полотна железнодорожного пути Львов – Черновцы; линию на улице Шевченко продлили от Яновского кладбища почти до станции «Клепаров»; на Замарстыновской – от угла на Городницкой и до моста над Полтвой.

В декабре 1939 года были введены в эксплуатацию новопроложенные пути, общая протяженность которых – 2,5 км. В марте 1940-го протяженность львовских трамвайных путей достигала 70,8 км. За первый год работы Львовский трамвайный трест отремонтировал 9823 м путей.

В июне 1941 года в городе насчитывалось 180 пассажирских трамвайных вагонов. В вагоноремонтных мастерских и депо не только производили новые вагоны, нужные детали и запчасти, но и проводили разного рода ремонт. Техническое обслуживание проводилось в трамвайных депо, обычно это были осмотры каждую ночь и каждые 24 дня – профилактические ремонты.

Немецкая оккупация

22 июня 1941 года нацисты напали на СССР, не объявляя войну. Во время беспорядочного отступления карательные советские органы уничтожали во Львове и других галицких городах тюремных заключенных. Перед 29 июня красноармейцы покинули Львов.

В июне трамвайная инфраструктура не получила сильных повреждений. На базе бывшего трамвайного треста немцы создали Städtische Strassebahn – Lemberg. Трамваи курсировали по Львову почти на протяжении всей оккупации Львова нацистами.

В августе немецкие власти запретили пользоваться трамваем всем львовянам-евреям. Когда в ноябре было создано львовское гетто, грузовые трамваи перевозили евреев в лагеря. В этих вагонах также перевозили трупов.

Перевозка евреев из гетто на принудительные работы с помощью грузовых трамвайных платформ

26 ноября на 1-м, 3-м и 9-м трамвайных маршрутах начали курсировать вагоны «только для немцев». Остальные вагоны разделяли цепью на отдельные части для оккупантов и обычных горожан, а в двухвагонных трамваях для немцев был назначен моторный вагон.

Служебный грузовой трамвай на центральном проспекте. Конец 1941 г.

Руководил Львовским трамваем немец Рот, а затем немец Петерс, инженерами назначали также немцев. Во время немецкой оккупации функционировало 10 трамвайных маршрутов. Также был введен комендантский час, поэтому трамвайное движение длилось только до 21:00, а с февраля 1942-го – до 22:45. Профилактические ремонты немцы не проводили, только аварийные.

Трамвайный вагон маршрута № 9 Гавриловка – Главный вокзал возле Львовской оперы. Конец 1941 г.

«Вторые советы»

Ночью на 10 апреля 1944 года город подвергся бомбардировкам от советской армии, некоторые из бомб повредили электростанцию, из-за чего было приостановлено трамвайное движение. Во второй половине того года красноармейцы подошли уже к городу, из-за чего снова прекратилось трамвайное движение. 27 июля во Львов вошли советские войска.

Перед отступлением нацисты демонтировали значительную часть трамвайного оборудования, контактного провода, опор контактной сети, уничтожили тяговые электродвигатели вагонов. Во время боев в июле было сильно повреждено депо на Городоцкой.

На 4-й день после занятия города советскими войсками возобновил работу Львовский трамвайный трест, он подчинялся коммунальному отделу городского совета. Процесс восстановления начался с ремонта подвижного состава, путей и контактно-кабельных сетей. На первую неделю октября отремонтировали и заменили все поврежденные рельсы. Однако во время восстановления трамвайщики столкнулись с рядом трудностей, такими как дефицит материалов, запасных частей, нехватка рабочих рук и т.д. Нехватка рабочих объясняется уничтожением евреев. Кроме того, некоторые трамвайщики были репрессированы «освободителями».

Трамвайные вагоны Sanok на территории депо на ул. Городоцкой. Май 1944 г.

Движение трамваев с пассажирами возобновилось 1 марта 1945 года. В 1945 году в мастерских и депо отремонтировали 76 вагонов. Депо № 1 восстанавливали целых три года. В 1948 году также был запущен одиннадцатый трамвайный маршрут. Довоенную трамвайную сеть полностью удалось восстановить в начале мая 1949 года.

Фото: photo-lviv.in.ua

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.