Воскресенье, 28 апреля, 2024

  Знаменитые львовские мопеды

В советский период во Львове выпускали известные весь Советский Союз и даже за его пределами телевизоры “Огонек” и “Электрон”, автобусы и другую технику. Выпускали также множество разнообразных марок мопедов. По выпуску этой продукции город занимал лидирующие позиции в СССР, пишет lviv-future.com.ua.

Завод и первые велосипеды

После того, как в 1944 г. во Львов снова вернулась советская власть, в городе начали открывать новые заводы и фабрики. Советская власть стремилась провести индустриализацию Галиции. До 1939 г. во Львове работал небольшой завод “Металл”, на котором производили телеги, автоприцепы, простую сельскохозяйственную технику. Именно в конце 1940-х гг. на основе этого завода был основан Львовский велосипедный завод. На новое предприятие завозили оборудование с Харьковского Велосипедного завода, а также из немецких предприятий, изъятое коммунистами в качестве репараций.

В открытых источниках можно найти информацию, согласно которой в течение 1946 – 1950 гг. предприятие выпускало мужские велосипеды В-14 и женские В-22. В 1950-х гг. на заводе начали выпускать самый массовый женский велосипед УССР – В-25 с 28-дюймовыми колесами. Советские велосипеды были созданы по немецким образцам, имели даже некоторые иностранные детали, были надежными и простыми в эксплуатации.

Первые мотовелосипеды

В 1958 г. на Львовском мотозаводе приступили к выпуску первых мотовелосипедов модели В-902. У него был двигатель Д-4 и стал одним из первых мотовелосипедов СССР. По сравнению с харьковским мотовелосипедом В-901, львовское транспортное средство имело ряд существенных отличий – жесткую рампу (спаянная из труб разного диаметра с кареткой педалей велосипедного типа), рычажный амортизатор на передней вилке, втулка с тормозными колодками на переднем колесе. Для регулировки натяжения цепи педалей на оси колеса монтировался поворотный кронштейн с небольшой звездочкой-роликом.

Модель В-902 имела длину 1780 мм и высоту 980 мм. При скорости 20 км/ч транспортное средство тратило 1,5 л бензина на 100 км. Мотовелосипед мог развивать скорость до 50 км/ч, а его вес составлял 32 кг. Багажник над задним колесом мог выдержать нагрузку до 15 кг. Переднее крыло устройства расширялось вниз, защищая водителя от дорожной грязи. Колеса имели по 36 спиц. Изобретатели мотовелосипеда, создавая его, руководствовались прежде всего практичностью, поставив эстетический вид на второй план.

Двигатель мотовелосипеда, который производили в Ленинграде, имел объем 45 куб.см. и мощность только в одну лошадиную силу. Низкое седло и небольшой диаметр колес обеспечивали удобную посадку для водителя. Верх седла был кроеным, шитым из мягкой кожи с толстой шерстяной подкладкой. На трубе руля можно было увидеть фару велосипедного типа, а на заднем крыле устанавливался круглый велосипедный катафот со стеклянным отражателем рубинового цвета. Педали изготовляли из алюминиевого сплава. Мотовелосипед имел несколько модификаций, которые не сильно отличались друг от друга. На заднем крыле В-902 наносили эмблему завода, а на подседельной трубе можно было разглядеть рисунок с изображением башни львовской ратуши и надписью “Львов”.

Мотовелосипед В-902

В 1961 г. предприятие, выпускавшее мотовелосипеды, сменило название на “Львовский завод мотовелосипедов”. На нем начали выпускать мотовелосипеды МВ-042 “Львовянка” и односкоростные мопеды марки “Тиса”. Мотовелосипеды использовали для прогулок, перевозки небольших грузов. Особенно ценными эти транспортные средства были в сельской местности, где царило бездорожье.

Внимание к эстетике

“Львовянка”, которую с 1961 г. начали производить во Львове, существенно отличалась от В-902, выглядела значительно красивее. От предшественников на новой модели оставили велогенератор, фару, колеса, тормоза и багажник. Новая модель получила двигатель Д-5 мощностью 1,2 л. Моторная и ножная цепи были значительно короче, чем у В-902.

Мопед “Львовьянка”

Транспортное средство получило несущую, цельноштампованную раму. Внутри рамы размещался топливный бак емкостью 2,75л. Седло МВ-042 можно было регулировать по высоте. На мотовелосипеде были установлены моторные щитки. Большим недостатком новой модели было отсутствие коробки и слабый двигатель. В то же время, “Львовянку” уже нельзя было назвать простым велосипедом с мотором. Устройство весило 35 кг, при одной заправке обеспечивало запас хода в 150 км.

Мокики “Верховина”

В 1967 г. произошло важное событие в истории завода – на предприятии начали производить модели марки “Верховина”. Сам завод получил название “Львовский мотозавод”. Первая модель упомянутой марки обладала двигателем мощностью 2 л.с. с воздушным охлаждением. Вес устройства составил 38 кг.

Различные модели “Верховины” отличались конструкциями двигателей и системами электрооборудования. Мопеды имели трубчатую раму, переднюю телескопическую вилку, заднюю рычажную подвеску с пружинными амортизаторами. На мопеды МП-043 устанавливали тормоз колодочного типа. На транспортном средстве были установлены глубокие щитки колес. Часть моделей имели спидометр.

Мопед “Верховина”

В 1977 г. на заводе приступили производить мопед без педалей (мокик) – “Верховину-6”. Мокик имел накладки на бак, новые крылья, двигатели Ш-57 (изготовляли в Кирове) или S-58 (Шауляй) оборудованы кикстартером. Мопед стоил от 220 до 226 рублей. Двигатель мопеда имел объем 49,8 куб. Устройство весило более 53 кг, а на 100 км тратило 2,2 л топлива.

В 1981 г. во Львове начали производить мопед “Верховина-7”, который имел двигатель S-62, электрическую систему зажигания, что было большим прорывом в строении мопедов, ведь многие японские и итальянские модели использовали контактное зажигание. Специалисты утверждали, что у модели не было потенциала для модернизации, поэтому на смену “Верховине” пришли “Карпаты”.

“Карпаты”

Период конца 1970-х гг. – начала 1980-х гг. можно считать расцветом мотозавода, ведь именно в это время предприятие выпускало больше мопедов – до 300 тыс. единиц ежегодно. В 1978 г. мотозавод выпустил свой двухмиллионный мопед. Наряду с этим можно увидеть малое количество запчастей для мопедов, отсутствие сервисных центров по их ремонту.

В 1981 г. на заводе начали выпускать мопеды “Карпаты-1”. Мопед имел хромированные крылья, двигатели Ш-58, S-62, S-62M, V-50. Вес транспортного средства составил 55 кг. Мопед имел сцепление, развивал скорость до 50 км/ч, работал на топливной смеси – бензин А-76-80 с маслом. Запас топлива составил 7 л. Конструкция отличалась надежностью.

Наконец-то в 1986 г. на заводе начали выпускать мопеды “Карпаты-2”. Вес мокика вырос до более 56 кг, высота – 1110 мм, длина – 1700 мм. Двигатель (V-50 или V-501) имел мощность в 2 л.с. Модель имела несколько модификаций. Например, на “Карпатах-2 Люкс” устанавливали указатель поворота. Модификация “Карпаты-2 Спорт” имела выхлопную трубу с защитным кожухом, руль с дополнительной перемычкой.

Мопед “Карпаты-2”

Мокики “Карпаты” выпускали до 1992 г. (по другим данным – до 1997 г.). По состоянию на 1991 г. львовский мотозавод являлся лидером в Союзе по производству мопедов. Сегодня на смену мопедам пришли электросамокаты, скутеры и другие транспортные средства. Советские мокики можно увидеть только в музеях или частных коллекциях.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.